Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:04, доклад
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативных правовых актов выявить конституционно - правовые проблемы защиты основных прав в сфере окружающей среды ЕСПЧ.
Введение
Актуальность данной работы в том, что право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности. К сожалению, исходя из прецедентной практики Европейского суда, нарушение данного права встречается часто. Поэтому сложилась практика обращения в ЕСПЧ, для восстановления нарушенного права.
Предмет исследования составляют международные договоры по охране окружающей среды; общепризнанные принципы и нормы международного права; международная судебная практика по разрешению споров, связанных с вопросами охраны окружающей среды; и доктрина международного права окружающей среды.
Объект исследования являются международные отношения, складывающиеся по поводу осуществления защиты основных прав в сфере окружающей среды.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативных правовых актов выявить конституционно - правовые проблемы защиты основных прав в сфере окружающей среды ЕСПЧ.
Методы: логический, формально – юридический. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Степень разработанности: при выполнении работы были использованы научные труды таких авторов как: А.С.Тимошенко, П.А. Калиниченко, Н.А.Соколова, К.А. Бекяшева, Т. М. Анисимова, М.Н. Копылов, и др.
Структура
работы состоит из введения, трех разделов,
заключения, библиографического списка.
Человеческое общество в целом, его составляющие в виде социальных общностей самым тесным образом связаны с окружающей природной средой прежде всего через производственную деятельность. Они, хотя и зависят от законов развития природы, однако в то же время именно в силу производственной деятельности человеческое общество в целом и его социальные общности способны не только адаптироваться к окружающей природной среде, но и воздействовать на нее и во многих случаях с негативными для природы и общества последствиями. “Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс. — Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга”.
В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад “Наше общее будущее”, известный специалистам и общественности как доклад Гру Хармм Брундтланда (премьер-министр Норвегии, возглавлявший работу комиссии)1.
Тревога,
вызванная разрушением
Немногим более десяти лет назад, в 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. Такая Конференция в рамках Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию состоялась в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. с участием мировых лидеров и иных высокопоставленных должностных лиц 179 правительств стран мира.
На Конференции были, в частности, приняты “Повестка дня на XXI век” (долгосрочная программа), Декларация по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности государств в деле обеспечения развития и благосостояния людей2.
В Декларации, в частности, говорится о необходимости прилагать усилия «с целью заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех государств и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития». А Принцип 13 Декларации гласит, что государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности наносимой потерпевшим ущербом от загрязнения и других видов экологически вредной деятельности и компенсации такого ущерба.
Благоприятная окружающая среда – это окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогентных объектов. (ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011 «Об охране окружающей среды»)3.
Весомый механизм защиты основополагающих прав и свобод человека создала Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Россия присоединилась к данной Конвенции, приняв Федеральный закон от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»4. Ратификация данной Европейской Конвенции позволяет всем лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, обращаться в Европейский Суд по правам человека, если они считают свои права нарушенными. Это подтверждается ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»5.
Решения
Европейского Суда по правам человека
являются обязательными в соответствии
с нормами международного права.
Воздействие решений
Сами
по себе решения Европейского Суда
не могут устранить глубинные
причины российских проблем нарушения
прав и свобод, но они могут послужить
серьезным импульсом для
В Конвенции отсутствует прямая норма, гарантирующая право на благоприятную окружающую среду. Этот пробел можно объяснить тем, что в 1950-х годах общая необходимость в защите окружающей среды еще не стала очевидной. Действительно, первоначальный текст Конвенции еще не закрепляет осознание необходимости защиты экологических прав. Кроме того, по целому ряду вопросов с течением времени, изменением общественного мнения и правовых представлений в европейских обществах правовая позиция ЕСПЧ претерпевала изменения. Так, ЕСПЧ в своем Постановлении 1978 г. по делу «Тайрер против Великобритании» указал: «Суд должен отметить, что Конвенция является живым инструментом, который... должен толковаться в свете сегодняшних условий». Так, например, положение ст. 8 ЕКПЧ, гарантирующее каждому человеку право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции, было интерпретировано в качестве гарантирующего право на благоприятную окружающую среду и, более того, возлагающего на государство определенные позитивные обязательства.
Практика Европейского Суда, охватывает временной промежуток до и после присоединения России к Конвенции, так как, при применении норм Конвенции Российская Федерация должна принимать во внимание всю практику ЕСПЧ, в том числе ту, которая была сформирована по делам, рассмотренным до присоединения России к Конвенции. Только такой подход поможет избежать России новых нарушений Конвенции. Однако для реализации данного подхода необходимо обеспечить доступность постановлений и решений ЕСПЧ.
Европейский
Суд по правам человека в постановлениях
руководствуется своей
Недостаточная
эффективность национальных механизмов
защиты прав человека делает актуальной
проблему обращений в различные
международные органы. С этой точки
зрения представляет несомненный интерес
механизмы защиты прав человека существующие
в рамках Совета Европы.
2.
Критерии приемлемости
обращения в ЕСПЧ
Гражданам Российской Федерации при обращении в Европейский Суд за защитой права на благоприятную окружающую среду необходимо учитывать важное положение о критериях, которым должны удовлетворять жалобы на нарушение исследуемого права.
Критерии приемлемости (в официальном переводе на русский язык – условия приемлемости, также иногда называемые правилами приемлемости) индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде сформулированы в статьях 34 и 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако какого-либо единого списка этих критериев не существует.
Первый критерий. Статья 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод определяет круг лиц, имеющих право на подачу индивидуальной жалобы в ЕСПЧ.
Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающих Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.
Процессуальная правоспособность обращающихся: во-первых, заявителем не может быть государство, государственный орган либо какие-либо другие разновидности публичной власти, в том числе и органы местного самоуправления или муниципальной власти. С другой стороны, ответчиком может быть только государство, которое является членом Совета Европы, а также подписало и ратифицировало Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и которое нарушило права человека и его основные свободы, предусмотренные данной Конвенцией, а не какое-либо частное лицо (физическое или юридическое). В противном случае жалоба может быть объявлена неприемлемой по несоответствию критерию лица.
Второй критерий. Заявитель сам должен быть «жертвой» конкретного нарушения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека не принимает к своему рассмотрению жалобы, поданные от имени неопределенного круга лиц другими физическими или юридическими лицами, которые сами не являются жертвами нарушения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод или не уполномочены ими на ведение дела в данном Суде. В практике Страсбургского Суда такие неприемлемые жалобы именуются «actio popularis». Европейский Суд по правам человека также не будет принимать к своему рассмотрению жалобы на возможные будущие нарушения прав, чисто юридические споры о соответствии законодательству Конвенции.
Прецедентное
право Европейского Суда по правам
человека также требует, чтобы заявитель
не только был настоящей «жертвой»
нарушения Европейской
Жертва может быть прямой, косвенной
и потенциальной. Заявитель
Понятие потенциальной жертвы может иметь место при определенных обстоятельствах, когда какой-либо законодательный акт государства может потенциально нарушить права человека.
Третий критерий. Европейский Суд по правам человека при рассмотрении приемлемости жалобы учитывает дату официального вступления в силу Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении соответствующего государства-ответчика. Критерий обстоятельства времени означает, что государство, подписывая и ратифицируя тот или иной международный договор, принимает на себя обязательство исполнять его с определенного момента. Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, предусмотренные Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, - с 5 мая 1998 г. Таким образом, за нарушения прав человека, которые были допущены до 5 мая 1998 г., Российская Федерация ответственности не несет.
Информация о работе Защита экологических прав в Европейском Суде по правам человека