Анализ практики бюджетного регулирования в системе органов внутренних дел, судебной и уголовно-исполнительной системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 09:57, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения проблемы бюджетного регулирования обусловлена также тем обстоятельством, что в последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические, методологические и правовые вопросы бюджетного регулирования
1.1.Основы и принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1.1. Бюджетная система Российской Федерации
1.1.2.Сущность бюджетного регулирования
1.1.3.Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.2. Формы и методы бюджетного регулирования
1.2.1.Обзор форм и методов бюджетного регулирования
1.2.2. Револьверное финансирование (метод переходящих расходов)
1.2.3. Программно-целевое финансирование
1.3.Методики выделения финансовой помощи регионам
1.4.Зарубежный опыт бюджетного регулирования
Глава 2. Анализ практики бюджетного регулирования в системе органов внутренних дел, судебной и уголовно-исполнительной системах
2.1. Экономический подход к производству правопорядка
2.1.1.Правопорядок как экономическое благо
2.1.2.Структура производства правопорядка как экономического блага
2.2.Методы бюджетного регулирования системы правопорядка
2.2.1. Актуальные вопросы финансирования системы правопорядка
2.2.2.Методы бюджетного регулирования судебной системы
2.2.3.Финансы уголовно-исполнительной системы
2.2.4.Методы бюджетного регулирования в системе органов внутренних дел
2.3.Анализ практики бюджетного регулирования РУВД Центрального района г. Санкт-Петербурга
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система.doc

— 433.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

Глава 1. Теоретические, методологические и  правовые вопросы бюджетного регулирования

1.1.Основы и  принципы функционирования бюджетной  системы Российской Федерации 

1.1.1. Бюджетная система Российской Федерации

1.1.2.Сущность  бюджетного регулирования

1.1.3.Принципы  функционирования бюджетной системы Российской Федерации

1.2. Формы и  методы бюджетного регулирования 

1.2.1.Обзор форм  и методов бюджетного регулирования

1.2.2. Револьверное  финансирование (метод переходящих расходов)

1.2.3. Программно-целевое финансирование

1.3.Методики выделения  финансовой помощи регионам 

1.4.Зарубежный  опыт бюджетного регулирования 

Глава 2. Анализ практики бюджетного регулирования  в системе органов внутренних дел, судебной и уголовно-исполнительной системах

2.1. Экономический подход к производству правопорядка

2.1.1.Правопорядок как экономическое благо

2.1.2.Структура  производства правопорядка как экономического блага

2.2.Методы бюджетного  регулирования системы правопорядка 

2.2.1. Актуальные  вопросы финансирования системы правопорядка

2.2.2.Методы бюджетного  регулирования судебной системы

2.2.3.Финансы уголовно-исполнительной системы

2.2.4.Методы бюджетного  регулирования в системе органов внутренних дел

2.3.Анализ практики  бюджетного регулирования РУВД Центрального района г. Санкт-Петербурга

Заключение 

Список  литературы

 

Введение

 

Актуальность  темы дипломного исследования. Формирование механизма эффективного бюджетного регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с преодолением юридических, социально-экономических, организационных, психологических и иных трудностей. На современном этапе реформирования бюджетной сферы требуется дальнейшая теоретическая разработка стадий бюджетного процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.

Важнейшим качеством  бюджетной системы страны с точки  зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней  этой системы не может считаться  важнее другого: каждому отводится своя роль, и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства. Но в нынешней российской ситуации явным фаворитом выступает федеральный бюджет, к которому прикован основной политический и научный интерес, в несколько меньшей степени привлекают внимание проблемы региональных бюджетов, да и то в контексте их взаимодействия с тем же федеральным бюджетом.

Достоинством  бюджетного регулирования в условиях демократичной политической системы  является его открытость и гласность, невозможность для государства пренебречь общественным мнением и интересами всех участников бюджетного процесса.

В ходе мобилизации  в бюджет денежных средств затрагиваются  интересы большого числа субъектов, выступающих в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Заинтересованы в выгодном для них распределении и получатели бюджетных средств, которым определенная часть средств выделяется в порядке бюджетного регулирования.

Эффективность бюджетного регулирования во многом зависит от его правового и научно-методического обеспечения, учета зарубежного опыта в бюджетной сфере, оптимальности организации стадий, успешности социально-экономического развития в целом, а также иных объективных и субъективных факторов.

Актуальность изучения проблемы бюджетного регулирования обусловлена также тем обстоятельством, что в последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете это опасно для федеративного государства.  Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.

Отсутствие эффективных  стимулов повышения доходности территориальных  бюджетов привело к появлению  большого числа хронически дотационных территорий. С другой стороны, плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.

Негативное влияние имеет преимущественное финансирование отраслевых приоритетов по сравнению с приоритетами территориальными. Оно ведет к усугублению диспропорций в уровне социально-экономического развития республик и других субъектов Федерации.

Наконец, свою лепту внесло и многолетнее командное перераспределение национального дохода между регионами, что усугубило неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения.

Много вопросов в современной теории и практике существует относительно методов регулирования государственного сектора, в том числе сектора правоохранительных услуг. Вместе с тем, представление о правопорядке как об экономическом благе, производимом в ограниченном количестве, совершенно необходимо для осмысленного и реалистичного подхода к анализу эффективности существующей системы его поддержания, к планированию ее деятельности и к ее реформированию. К сожалению, этот аспект правопорядка зачастую выпадает из публичного дискурса, по крайней мере в России.

Все эти факторы  в совокупности предопределили цель дипломной работы, которая состоит в анализе форм и методов бюджетного регулирования в России на современном этапе экономического развития.

В задачи работы входит:

раскрыть сущность бюджетного регулирования;

охарактеризовать формы, методы и методики бюджетного регулирования;

показать специфику  бюджетного регулирования в секторе  правоохранительных услуг; осуществить  анализ форм и методов бюджетного регулирования в системе органов  внутренних дел, судебной и уголовно-исполнительной системах;

проанализировать  практику бюджетного регулирования  на примере РУВД Центрального района г. Санкт-Петербурга;

обобщить результаты исследования и сформулировать предложения  и рекомендации.

Теоретической и информационной основой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере бюджетного регулирования, публикации по вопросам финансирования бюджетной сферы, законодательные, нормативные, в том числе ведомственные акты Российской Федерации, материалы о деятельности ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, РУВД Центрального района г. Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические, методологические и  правовые вопросы  
бюджетного регулирования

 

1.1.Основы  и принципы функционирования  бюджетной системы  
Российской Федерации

1.1.1. Бюджетная  система Российской Федерации

 

Традиционно под  бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном  устройстве, регулируемую нормами права  совокупность бюджетов различных территориальных уровней.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции  Российской Федерации. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федерации  и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области  бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (статьи 101, 104, 106, 114 и др.).

Бюджетное право  рассматривается в отечественной  правовой доктрине как подотрасль финансового  права, как его составная часть2.

В юридической  науке преобладает мнение, что  предметом финансового права  являются общественные отношения, возникающие в ходе образования, распределения и использования государством финансовых фондов (финансовых ресурсов) в целях покрытия своих затрат на выполнение задач по реализации социально-экономических, оборонных и иных программ3. Метод финансового права характеризуется использованием императивных норм, властных предписаний, юридическим неравенством субъектов финансовых отношений, сочетающимся с методом рекомендаций и согласования.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 17 июля 1998 г. и утвержденного Федеральным Законом № 145-ФЗ от 31 июля 1998 г.5, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс Российской Федерации представляет собой объемный нормативный акт, состоящий из 5 частей, 28 глав и 307 статей. В нем нашли отражение практически все стороны бюджетных правоотношений, в частности: структура бюджетной системы, все стадии бюджетного процесса, вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Кроме того, к числу несомненных достоинств Бюджетного кодекса следует отнести то, что подавляющее большинство его норм являются нормами прямого действия и не требуют конкретизации в подзаконных актах.

Статья первая Бюджетного кодекса Российской Федерации  устанавливает, что к бюджетным  правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Центральное место  в финансовой системе страны занимает государственный бюджет – самый  крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

В юридической  и экономической литературе понятие  «бюджет» (от англ. budget – сумка, кошелек) рассматривается в разных аспектах.

Бюджет определяется как экономическая категория, то есть совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Как правовая категория, бюджет - это основной финансовый план государства, роспись его доходов  и расходов.

С точки зрения профессора Н.И.Химичевой, в правовом аспекте бюджет можно понимать как  основной финансовый план образования, распределения и использования  централизованного денежного фонда  государства или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Согласно статьи 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации  бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система  Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

_первый уровень - федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

_второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

_третий уровень - местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В современной  России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).

Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Налогового Кодекса  и других законодательных нормативных актов, направленных на регулирование сферы налогообложения в Российской Федерации8. Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Информация о работе Анализ практики бюджетного регулирования в системе органов внутренних дел, судебной и уголовно-исполнительной системах