Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:19, контрольная работа
Расчеты по инкассо регулируются § 4 гл. 46 ГК РФ и гл. 8 - 12 ч. I Положения о безналичных расчета в РФ. Кроме того, существует кодификация банковских обычаев, применяемых в международной банковской практике при проведении инкассовых операций, в виде Унифицированных правил по инкассо Международной торговой палаты в редакции 1995 г. (URC 522). Однако эти Правила применяются при осуществлении международных торговых операций и при наличии прямой ссылки на них в договоре.
1.Составить сравнительную таблицу или сравнить в свободной форме правовое регулирование расчетов по инкассо в законодательстве РФ и в Унифицированных правилах по инкассо (публикация Международной торговой палаты N 522) в редакции 1995 г…………………………………….2
Задачи……………………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………….….28
Содержание
1.Составить сравнительную
таблицу или сравнить в
Задачи………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Расчеты по инкассо регулируются § 4 гл. 46 ГК РФ и гл. 8 - 12 ч. I Положения о безналичных расчета в РФ. Кроме того, существует кодификация банковских обычаев, применяемых в международной банковской практике при проведении инкассовых операций, в виде Унифицированных правил по инкассо Международной торговой палаты в редакции 1995 г. (URC 522). Однако эти Правила применяются при осуществлении международных торговых операций и при наличии прямой ссылки на них в договоре.
В соответствии с п. 1 ст. 874 ГК РФ при расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Правовой основой для списания денежных средств со счета является ст. 854 ГК РФ, где указано, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Инициатором платежа при инкассовой форме расчетов является получатель. Поэтому перечисление средств в порядке инкассо называется дебетовым переводом. Применение инкассо юридически более выгодно покупателю, т.к. платеж производится при получении им документов и с его согласия. Что касается продавца, то для него инкассовая форма расчетов гарантирует, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока он не совершит платеж, т.к. до совершения платежа документы остаются в распоряжении инкассирующего банка.
Документы, с которыми производятся операции по инкассо, Унифицированными правилами разделяются на две группы: финансовые документы (например, векселя, чеки) и коммерческие документы (счета-фактуры, транспортные документы, товарораспорядительные или отгрузочные документы и др.). В связи с этим URC 522 различают чистое инкассо и документарное инкассо. Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами. Документарное инкассо представляет собой инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами и коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.
Российское законодательство, в отличие от Унифицированных правил, не разграничивает чистое и документарное инкассо, а также не включает в понятие "инкассо" действия банка по истребованию платежа или акцепта при предъявлении одних только коммерческих документов, т.е. вторую разновидность документарного инкассо. Кроме того, в российском законодательстве установлен иной субъектный состав инкассовых расчетных обязательств, чем в URC 522. Согласно ст. 3 Унифицированных правил по инкассо участники именуются: а) доверитель - лицо, которое поручает своему банку операцию по инкассированию; б) банк-ремитент - банк, которому доверитель поручил операцию инкассо; в) инкассирующий банк - любой банк, кроме банка-ремитента, участвующий в процессе обработки инкассового поручения; г) представляющий банк - делающий представление плательщику. В соответствии со ст. 874 ГК РФ участники инкассовой операции именуются: получатель (доверитель), банк-эмитент (банк-ремитент), банки-корреспонденты (инкассирующие банки), исполняющий банк (представляющий банк), плательщик.
Отличительной
особенностью российского законодательства
является распространение норм об инкассовой
форме расчетов не только на правоотношения
гражданско-правового
Согласно
Положению о безналичных
В соответствии с п. 9.1 Положения о безналичных расчетах в РФ платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование кредитора по основному договору к должнику об уплате определенной денежной суммы. Расчеты посредством платежных поручений могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. По общему правилу производятся расчеты с предварительным акцептом. Срок для акцепта устанавливается сторонами основного договора, но не может быть менее 5 рабочих дней. В случае если договором срок для акцепта не установлен, он считается равным 5 рабочим дням и начинает течь со дня, следующего после поступления платежного требования в банк. Акцепт платежного требования может быть полным и частичным. При неполучении в установленный срок заявления об акцепте или отказе от акцепта платежное требование возвращается в банк-эмитент без исполнения.
Без
акцепта плательщика согласно п.
9.4 Положения о безналичных
Несмотря
на использование в
Инкассовое поручение, согласно п. 12.1 гл. 12 ч. I Положения о безналичных расчетах, является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счета плательщика в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе и для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2)
для взыскания по
3)
в случаях, предусмотренных
На
практике взыскание денежных средств
на основании инкассового
Моментом исполнения денежного обязательства при расчетах по инкассо будет момент списания суммы долга со счета плательщика.
Из анализа законодательства о расчетах видно, что при регулировании списания средств без согласия владельца счета в нем употребляются два термина: "безакцептное" и "бесспорное" списание средств. Установить различия между ними довольно сложно, т.к. нередко нормативные акты употребляют эти термины в разных значениях. Вместе с тем сложились определенные правила употребления этих терминов. Безакцептное списание денежных средств применяется, как правило, только в случаях, когда такой порядок расчетов предусмотрен контрагентами в основном договоре. А бесспорное списание - тогда, когда речь идет о взыскании по исполнительным документами, а также о взыскании органами, выполняющими контрольные полномочия.
Проблема бесспорного списания денежных средств в течение последних десяти лет остается актуальной2. Это связано с тем, что, во-первых, нет четкого перечня законов, которые предусматривали бы исчерпывающий перечень случаев, когда такое списание допускается. Несмотря на то что согласно ст. 854 ГК РФ и п. 12.2 Положения о безналичных расчетах такие случаи должны устанавливаться в законодательстве, в настоящее время они предусмотрены также рядом подзаконных актов (в частности, актов Президента РФ, Правительства РФ, ведомственных нормативных актов, законов субъектов РФ и т.д.), что противоречит ГК РФ.
Во-вторых, сам институт бесспорного списания не согласуется положениями Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов. 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции"3 бесспорный порядок взыскания штрафов признан превышением конституционно допустимого ограничения права, закрепленного в п. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Определением Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. N 50-О 4 разъяснено, что вывод Конституционного Суда РФ, признавшего, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций без их согласия, т.е. при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой службой - принимается решение о производстве взыскания и каким нормативным актом такое право ему предоставлено, распространяется на все иные органы, в том числе государственные службы и фискальные органы.
Безусловно, бесспорное списание может иметь место, но оно должно применяться в исключительных случаях. Практика показала, что бесспорное списание лучше всего использовать для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, а также для взыскания по исполнительным документам. Поэтому в законодательстве и банковских правилах следует закрепить только два этих основания. Кроме того, конечно, следует сократить и упорядочить перечень законодательных актов, на основании которых производится такое списание.
Что касается безакцептного списания, то его необходимо сохранить, но только для случаев, когда такое списание предусмотрено контрагентами по основному договору. Соответствующие изменения нужно внести и в банковские правила.
Расчетные сделки, оформляющие платежи с использованием платежных требований и инкассовых поручений, основаны, как и расчеты платежными поручениями, на договорах банковского и корреспондентского счета.
Развитие международного торгового оборота требует унификации правил расчетных обязательств, в том числе и по инкассовым операциям. Большой вклад в этом направлении сделан международной торговой палатой, которой были разработаны Унифицированные правила по инкассо. Указанные Правила впервые одобрены палатой в 1956 г. и в дальнейшем неоднократно пересматривались с учетом тенденций развития и потребностей делового оборота (в частности, изменения и дополнения вносились в 1976, 19785 и 19956 гг.). В отечественной юридической доктрине данные Правила рассматриваются в качестве неофициальной кодификации международных обычаев и обыкновения в области инкассовых расчетов7.
Проведем
сравнительно-правовой анализ норм Унифицированных
правил по инкассо, редакции 1978 г. (в дальнейшем
- УПИ (публ. N 322)) и действующей в настоящее
время редакции 1995 г. (в дальнейшем - УПИ
(публ. N 522)), а также положений отечественного
законодательства и банковских правил
в сфере инкассовых операций.
Прежде всего необходимо определить условия
применения данных Правил к международным
расчетам по инкассо.
В соответствии с УПИ (публ. N 322) исследуемые Правила подлежали применению ко всем инкассовым операциям и были обязательны для участвующих сторон при условии, что, во-первых, они не вступали в противоречие с положениями национального законодательства и правилами, носящими обязательный характер, а во-вторых, отсутствовала прямая оговорка сторон о неприменении данных Правил.