Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:38, курсовая работа
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Доходы федерального бюджета……………………………………………….4
2. Налоговая система РФ. Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета…………………………………………………………...8
3. Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов…………………………………………………………………………13
4. Структура федерального бюджета в 2005 – 2012 гг………………………..14
5. Роль нефти и газа в доходах федерального бюджета………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Доходы федерального бюджета. Полномочия РФ по формированию доходов бюджета
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Доходы федерального бюджета……………………………………………….4
2. Налоговая система РФ. Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета………………………………………………………….
3. Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов…………………………………………………………
4. Структура федерального бюджета в 2005 – 2012 гг………………………..14
5. Роль нефти и газа в доходах федерального бюджета………………………17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, доходы бюджета являются важнейшей частью бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.
Целью данной работы является рассмотрение формирования доходов федерального бюджета РФ.
Объектом работы является бюджетная система Российской Федерации, а субъектом исследования – доходы федерального бюджета Российской Федерации.
Задачами работы:
1. Рассмотреть полномочия РФ по формированию доходов бюджетов;
2. Изучить налоговую систему РФ;
3. Анализировать структура федерального бюджета;
4. Раскрыть роль нефти и газа в доходах федерального бюджета.
1. Доходы федерального бюджета
В юридической литературе понятие федеральный бюджет определяется как бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеральную форму государственного устройства.
Федеральный бюджет РФ – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.
В РФ не допускается использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, за исключением случаев, установленных законодательством.
Назначением федерального бюджета является финансирование реализаций функций государства, отнесенных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к исключительным полномочиям РФ. Согласно ст. 84 БК РФ из федерального бюджета финансируются расходы на:
1) содержание и функционирование высших государственных органов РФ – Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств;
2) содержание судебной системы РФ;
3) содержание армии, поддержание обороноспособности страны;
4) осуществление внешних функций РФ – содержание посольств и дипломатических представительств;
5) финансирование научных учреждений, космических программ; реализацию федеральных целевых программ различного назначения и т. д.
Федеральный бюджет является основой государственного сектора экономики РФ, поскольку федеральные государственные унитарные предприятия осуществляют свою экономическую деятельность в рамках федерального бюджета.
Кроме того, федеральный бюджет РФ является источником поддержки бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Так, из федерального бюджета предоставляются бюджетные кредиты, оказывается финансовая помощь бюджетам субъектов РФ и бюджетам отдельных муниципальных образований, выделяются субвенции и субсидии, финансовая помощь в порядке, установленном федеральными законами [5, c. 122].
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ. Составление консолидированного бюджета необходимо для осуществления эффективного государственного управления, поскольку консолидированный бюджет отражает, какие финансовые ресурсы аккумулируются на территории РФ.
Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Так, подлежат зачислению в федеральный бюджет в полном объеме налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья за исключением пищевого, акцизы на табачную продукцию, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог, государственная пошлина. Для других видов налогов и обязательных платежей установлены нормативы отчисления в федеральный бюджет.
К числу неналоговых доходов федерального бюджета относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;
части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; лицензионные сборы;
таможенные пошлины и таможенные сборы;
плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли—продажи лесных насаждений;
платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям – по нормативу 100 %;
консульские сборы; патентные пошлины;
платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.
В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Банка России, а также доходы от внешнеэкономической деятельности [6, c. 148].
Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.
Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.
По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным целевым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.
Все налоговые доходы носят систематический характер и, следовательно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части федерального закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы. В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов
Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функциональной принадлежности ) относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ), т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
Как мы уже отмечали, неналоговые доходы отличаются от налоговых тем, что могут носить как добровольный, так и обязательный характер, не подлежат твердому планированию, нередко имеют целевое назначение, в большой степени регулируются подзаконными актами.
В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связаны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.
Неналоговые доходы чрезвычайно разнообразны и по своей природе имеют между собой мало общего, за исключением того отрицающего признака, что они не могут быть отнесены к налогам. Аппараты извлечения неналоговых доходов различны и по своему техническому совершенству уступают налоговому аппарату.
Различить налоговые и неналоговые сборы с достаточной степенью определенности возможно по формальному признаку: включение или невключение их в перечень взимаемых на территории Российской Федерации налогов и сборов. Разграничение необходимо для решения проблем, возникающих в рамках налоговых отношений, поскольку отнесение сбора к налоговому платежу означает распространение на него общего режима налогообложения. В бюджетной сфере разграничение необходимо для правильного учета доходов в рамках бюджетной классификации [5, c. 211].
2. Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета
Налоговая система в Российской Федерации построена в соответствии с НК РФ, который определяет принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.
В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги; местные налоги, а также специальные налоговые режимы (система налогообложения на сельхозпроизводителей, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
По источникам формирования наибольший удельный вес в доходах бюджетов, как правило, занимают налоговые доходы.
Налоги и сборы и представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающий в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сущность налогов и сборов проявляется в их функциях – фискальной и регулирующей. Фискальная функция была присуща налогам и сборам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов и сборов недостаточно развита. Налоговая политика должна оказывать влияние на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения, сглаживание экономического цикла, т.е. регулирующая функция налогов и сборов связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства через налоги и сборы.
Полностью в федеральный бюджет поступают налог на добавленную стоимость, водный налог. Акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. – это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% доходов федерального бюджета [7, c. 276].
В РФ НДС взимается с 1 января 1992 года. Он заменил действовавшие два налога – налог с оборота и налог с продаж.
Налогоплательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги); индивидуальные предприниматели без образования юридического лица; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).
Информация о работе Доходы федерального бюджета. Полномочия РФ по формированию доходов бюджета