Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:38, курсовая работа
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Доходы федерального бюджета……………………………………………….4
2. Налоговая система РФ. Роль налогов в формировании доходов федерального бюджета…………………………………………………………...8
3. Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов…………………………………………………………………………13
4. Структура федерального бюджета в 2005 – 2012 гг………………………..14
5. Роль нефти и газа в доходах федерального бюджета………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Все налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации и каждого его обособленного подразделения (филиала), по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т.е. широкие слои населения. НДС – ценообразующий элемент. На его величину автоматически повышаются цены товаров.
Объектом налогообложения по НДС являются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с действующим ТК РФ. При этом в данном случае передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Налоговая база (оборот) при реализации товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из рыночной цены на них, сложившейся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения изложены в ст.40 НК РФ.
Установлены три ставки по НДС: 0, 10 и 18% [3].
Акцизы также взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступает как объем, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставкам, установленным как в абсолютной сумме (в рублях) на единицу измерения, так и комбинированным, сочетающим твердые ставки на единицу измерения и в процентах (адвалорные) к стоимости реализованных подакцизных товаров, исчисленной исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии с принципами, предусмотренными ст.40 НК РФ без учета акцизов и НДС.
Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию.
Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль организаций.
Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Прибылью для российских организаций является полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, предусмотренных в Законе; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства – полученный доход через постоянные представительства, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с данным Законом. Для иных иностранных организаций налогооблагаемой базой является доход от источников в РФ, конкретизируемый ст.309 НК РФ.
К доходам для определения налогооблагаемой базы относятся:
доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги);
внереализационные доходы (доходы от долевого участия в других организациях, от операций купли-продажи иностранной валюты, штрафы, пени, санкции полученные, от сдачи в аренду имущества и др.).
В НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст.251).
Налоговая ставка устанавливается (за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом) в размере 20%, в том числе сумма налога, исчисленная по ставке 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; исчисленная по ставке в размере 17,5% зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты от объектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 9% - по соответствующим доходам от российских организаций российскими организациями и физическими лицами; 15% - по соответствующим доходам от российских организаций иностранными организациями и российскими организациями от иностранных организаций.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяется ставка в размере 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов [3].
3. Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов
Формирование доходов бюджетов (главным образом, установление новых видов налогов, их отмена или изменение) находится в исключительном ведении Российской Федерации по (Статья 53 БК РФ). При этом федеральные законы, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ должны быть приняты не позднее 1 месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со ст. 53 БК РФ полномочиями Российской Федерации по формированию доходов бюджетов являются:
1. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период [1].
4.Структура федерального бюджета в 2005 – 2012 гг.
Согласно федеральному закону от 23.12.2004 № 173-ФЗ, федеральный бюджет на 2005 год был принят по доходам в сумме 3 трлн. 326 млрд. руб., по расходам — 3 трлн. 48 млрд. руб. Реальное исполнение составило 5 трлн. 127 млрд. руб. по доходам и 3 трлн. 514 млрд. руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд. руб., доходы — 6965,3 млрд. руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд. руб. (на 19,6 %), доходы — до 7443,9 млрд. руб. (на 6,9 %).
В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008—2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
2008
Доходы — 6644,4 млрд руб.
Расходы — 6570,3 млрд руб.
2009
Доходы — 7465,4 млрд руб.
Расходы — 7451,2 млрд руб.
2010
Доходы — 8090,0 млрд руб.
Расходы — 8090,0 млрд руб.
3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
2008
Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2 %)
Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5 %)
2009
Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6 %)
Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2 %)
2010
Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3 %)
Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7 %)
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
2009
Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.
02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
2010
Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
2011
Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
2012
Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.
13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
2011
Доходы — 14 106 000 000,0 тыс. рублей.
Доходы получаемые государством с налогов — 3 380 000 000,0 тыс. рублей.
Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
2012
Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
2013
Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей [8].
5. Роль нефти и газа
В связи с произошедшими изменениями в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах.
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — четверть в общей массе поступлений). Журнал The Economist высказывает мнение, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь при цене на нефть около $110 долл., называя в качестве главных причин «коррупцию и неэффективность».
Действующий бездефицитный бюджет-2011 сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель. В Совете федерации идёт рассмотрение закона о федеральном бюджете на 2012—2014 годы, в котором параметры бюджета рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году в размере 100 долларов за баррель, в 2013 году — 97 долларов, в 2014 году — 101 доллар за баррель
В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Информация о работе Доходы федерального бюджета. Полномочия РФ по формированию доходов бюджета