Государственный бюджет. Доходы и расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей, косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….. 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета …………………………… 4
1.1. Понятие государственного бюджета и его структура …………………………….. 4
1.2. Бюджетные методы регулирования ……………………………………………….. 6
2. Доходы и расходы государственного бюджета ……………………………………. 10
2.1. Республиканские бюджеты ………………………………………………………….. 10
2.2. Местные бюджеты ………………………………………………………………….... 13
3. Особенности бюджетной системы Республики Беларусь ………………………… 18
3.1. Бюджетное устройство Республики Беларусь ……………………………………... 18
3.2. Формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республи-ки Беларусь ………………………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников ……………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 95.92 Кб (Скачать документ)



  П р и м е ч а н и е. Источник: [8, с. 7, Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь (без ФСЗН) в I квартале 2010-2011 гг.] 

  Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района.

  Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области.

  Бюджеты областей, города Минска  и республиканский бюджет составляют  консолидированный бюджет республики.

  Министерство финансов и  местные финансовые органы ежегодно  составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента и законами Республики Беларусь. Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 15.07.1998 №192-3 установлены следующие принципы бюджетной системы: единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность.

  Структура государственного  бюджета Республики Беларусь  имеет свои особенности. Расходная  часть бюджета Республики Беларусь, как и во всех странах мира, характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований  для развития и государственного  регулирования экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило,   невозвратные. Так, представление бюджетных средств называется бюджетным финансированием, поскольку расходование средств отличается от банковского предоставления кредитных ресурсов. Одна из особенностей нашего бюджета – бюджетные субсидии аграрному сектору Республики Беларусь. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики. К расходным статьям бюджета Республики Беларусь относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов, по кредитованию экспорта и т.д.

  Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента и законами. Местные Советы депутатов вправе устанавливать

зачисляемые в их бюджеты местные  налоги и другие обязательные платежи  в соответствии с законодательством. К собственным источникам доходов бюджета относятся: источники до-

ходов, закрепленные законодательством  за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые  самостоятельно местными Советами депутатов.

  В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.

  Дотация – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.

  Субвенция – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему на конкретные цели.

  Субсидия – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия.

    Бюджетный заем – денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займов.

  Бюджетное право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства. Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и внебюджетных фондах», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», другими законодательными и подзаконными актами.

  Бюджетные права можно классифицировать  на материальные и процессуальные. Материальные права устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, структуру доходов и направления расходов всех бюджетов, полномочия субътов

бюджетного права, их права и  обязанности. Процессуальные права проявляются через участие в бюджетном процессе.

  Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканскими и местными уровнями их представительства. К субъектам бюджетного права относятся:

  1. Республика Беларусь.
  2. Государственные органы, которые представлены:

- высшими и местными представительными  органами (Национальное собрание  Республики Беларусь, местные Советы депутатов);

- органами государственного управления  общей компетенции (Совет Министров  и исполкомы местных Советов депутатов);

- органами государственного управления специальной компетенции (центральные и местные органы государственного управления и органы финансово-кредитной системы).

Бюджетные права Республики Беларусь:

  • определение бюджетного устройства, которое устанавливается Парламентом и регулируется его актами;
  • установление бюджетных прав Республики Беларусь и местных Советов депутатов;
  • исключительное право устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и в местные бюджеты;
  • разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами; при этом устанавливается общая сумма доходов и расходов, а также виды доходов и расходов, включаемых в эти бюджеты;
  • использование включенных в республиканский бюджет доходов на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления другие программы и мероприятия общегосударственного значения;
  • установление нормативов отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска;
  • разработка, утверждение и исполнение республиканского бюджета;
  • руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц,

в том числе реализация контрольной  функции бюджета;

  • принятие решений о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов.

Бюджетные права субъектов  местного самоуправления:

  • право на наличие собственного бюджета и самостоятельности его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения;
  • право на получение доходов, включение которых в местные бюджеты предусмотрено законом о бюджете на очередной финансовый год;
  • использование переданных доходов по своему усмотрению;
  • право на возмещение средств из вышестоящих бюджетов в случае принятия местными Советами решений, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов;
  • право установления на своих территориях местных налогов и сборов, предусмотренных законом о бюджете;
  • право вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды юридическим лицам;
  • право вносить изменения в доходы и расходы местных бюджетов в процессе исполнения бюджета; однако они не должны приводить к образованию дефицитов бюджетов или увеличению установленного размера дефицита.

  Вышестоящие органы местного  самоуправления осуществляют контроль за исполнением нижестоящих бюджетов

 

    1. Формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь

  Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

  В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками   и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства.

  Доходная часть бюджета Республики Беларусь почти на 80% формируется за счет налоговых поступлений, поступлений от приватизации государственной собственности и т.п. Согласно экономической теории, доходная часть бюджета должна покрывать расходные статьи бюджета. Однако в условиях переходного периода , когда объективно необходима структурная перестройка экономики, расходная часть бюджета превышает доходную часть, и данная разница образует бюджетный дефицит. Одна из источников покрытия бюджетного дефицита

– эмиссия денег. В некоторых  государствах СНГ и других странах  мира покрытия бюджетного дефицита широко используются внутренние и внешние займы, сокращение бюджетных расходов. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. 

  Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платежеспособность населения.

  В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

  В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, роль государства в экономике. Состоянием международных отношений и рядом других факторов.

  Налог - это обязательный платеж, который поступает к государству в бюджет в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и ряд других. Следует отметить, что если налогоплательщик испытывает финансовые затруднения и не может вовремя заплатить налог, то у него есть

право получить так называемый налоговый  кредит. Это своеобразная льгота, которая  может быть заключена на основании кредитного соглашения между налогоплательщиком и налоговой инспекцией. Разумеется, если в течение длительного срока скажем, более двух лет, плательщик не платит налогов, то налоговая служба имеет право на иск о том, чтобы признать такого плательщика банкротом.

  Таким образом, источниками государственного бюджета являются: - прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость; - государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска

и реализации государственных ценных бумаг . Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%; - эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производственных расходов, то есть в условиях превышения расходов над доходами. Правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

  Из документа «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь»  В I квартале 2011 г. объем доходов консолидированного бюджета составил 13,1 трлн. руб., что на 26,7% больше, чем в I квартале 2010 года (в реальном выражении – на 12,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,6% (в январе-марте 2010 г. – 33,6%). Увеличение доходов консолидированного бюджета в первую очередь связано с увеличением поступлений по налогу на прибыль и подоходному налогу. Поступления по налогу на прибыль за январь-март 2011 г. возросли в 1,9 раза в реальном выражении по сравнению с январем-мартом 2010 г., что связано с ростом налогооблагаемой базы. Увеличение поступлений подоходного налога во многом определялось ростом заработной платы работников в связи с повышением тарифной ставки I разряда в конце прошлого года.

  В результате удельный вес подоходного налога и налога на прибыль организаций в общем объеме доходов бюджета в I квартале 2011 г. возрос почти в 1,5 раза против I квартала 2010 г., составив 29,7%, при сокращении доли налога на добавленную стоимость на 3,4 п.п. Одним из основных источников доходов консолидированного бюджета оставались налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. После сокращения в середине 2010 г. В январе-марте 2011 г. Они демонстрируют тенденцию роста, что в значительной степени обусловлено расширением внутреннего спроса и ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты. В целом уровень налоговой нагрузки на экономику в январе-марте 2011 г. сократился на 1 п.п. ВВП относительно аналогичного периода 2010 г., составив 30%. [8, c. 2-3]

Информация о работе Государственный бюджет. Доходы и расходы государства