Государственный бюджет. Доходы и расходы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Она отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей, косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Однако уровень налогообложения товаропроизводителей республики весьма высокий, что не стимулирует в должной мере развитие производства и рыночной инфраструктуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….. 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета …………………………… 4
1.1. Понятие государственного бюджета и его структура …………………………….. 4
1.2. Бюджетные методы регулирования ……………………………………………….. 6
2. Доходы и расходы государственного бюджета ……………………………………. 10
2.1. Республиканские бюджеты ………………………………………………………….. 10
2.2. Местные бюджеты ………………………………………………………………….... 13
3. Особенности бюджетной системы Республики Беларусь ………………………… 18
3.1. Бюджетное устройство Республики Беларусь ……………………………………... 18
3.2. Формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республи-ки Беларусь ………………………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников ……………………………………………. 30

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 95.92 Кб (Скачать документ)

  Расходование государственного бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. Расходы правительства представляются в самом общем виде как сумма правительственных закупок товаров и услуг и трансфертных платежей.

  Правительственные закупки включают, например, закупку оружия, разнообразное строительство, оплату услуг судей, учителей, пожарных, и т. д.

  Бюджетные расходы можно классифицировать по различным принципам: по их роли в воспроизводстве (расходы, направляющиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образование, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, дотации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на оборону, управление. В общей сумме расходов на хозяйство большую часть составляет финансирование из бюджета наиболее важных и крупных экономических программ. Так, за счет бюджетных ассигнований финансируются приоритетны программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики, на решение настоятельных социально-бытовой инфраструктуры.

  Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществление социально-культурных мероприятий, направлены на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются. В расходах бюджета на оборону основное место занимают закупки вооружения и военной техники, затраты на текущее содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ и на военное строительство. Что касается расходов на управление, то они необходимы в связи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность. В условиях создания рыночной экономики проявилась насущная необходимость отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления средствами, ассигнованными из бюджета. В этой связи приняты меры к сокращению бюджетного дотирования заведомо убыточных и низкорентабельных предприятий, последовательному отказу от применявшихся ранее методов финансирование отдельных предприятий. Теперь бюджетные ассигнования в основном направляются на осуществление целевых комплексных программ. Увеличены ассигнования средств на затраты по структурной перестройке и совершенствованию территориальной структуры производства. Наряду с экономической классификацией расходов бюджета существует и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение средств по целевым программам и уровням управления, (государственные расходы и местные расходы).

  Таким образом, большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др.

  Таким образом, расходная  часть государственного бюджета  имеет следующую классификацию:

           - функциональная классификация расходов,

           - ведомственная классификация расходов,

           - предметная классификация расходов.

  Из документа «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» Расходы консолидированного бюджета в январе-марте 2011 г. профинансированы в сумме 12,8 трлн. руб. (на 3,7% выше уровня I квартала 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,9 п.п., составив 31,8% ВВП.

  Динамика расходов консолидированного  бюджета в январе-марте 2011 г.  определялась, главным образом, исполнением  принятых социальных обязательств  государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Расходы на заработную плату и начисле-ния на зарплату работников бюджетного сектора профинансированы в сумме 4,7 трлн. руб. и

возросли по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года в 1,4 раза в реальном выражении, составив 37% от общего объема бюджетных расходов и 40,8% от текущих  расходов. На капитальные  расходы  направлено 1,5 трлн. руб. бюджетных средств, или 11,8% всех расходов. По сравнению  с I кварталом 2010 г. капитальные расходы  сократились на 28,4%.     При значительном сокращении расходов на поддержку национальной экономики бюджетные расходы социальной направленности увеличились относительно января-марта 2010 г.    Финансирование расходов на образование возросло на 36,2% в реальном выражении, здра-воохранение – 30,9%, социальную политику – на 14,7%.

  Это обусловило изменения  в структуре расходов консолидированного  бюджета. Удельный вес расходов по разделу «Образование» увеличился на 5,3 процентных пункта, «Здравоохранение»- на 3,1 процентных пункта. В текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и снижение дефицита консолидированного бюджета. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение внешнего и внутреннего государственного долга; выделение ресурсов для успешного проведения весенних полевых работ. [8, c. 3-4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Написав курсовую  работу на тему: «Государственный бюджет. Доходы и расходы государства.» ,можно сделать следующие выводы.

  Республика Беларусь является унитарным государством, и этому типу государственного управления соответствует построение бюджетной системы, которая объединяет республиканский и местные бюджеты.

  Говоря о том что, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств, определяем его единственную цель: это направление запланированных доходов на финансирование мероприятий предусмотренных в расходной части бюджета.

  Через государственный бюджет  правительство реализует экономическую  и социальную, внутреннюю и внешнюю  политику. От размера государственного  бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

  Основным источником поступления средств в бюджет являются налоги. Их доля в общей сумме доходов республиканского бюджета составляет около 87%. Следовательно, государственный бюджет пополняется в основном за счет средств предприятий, организаций, объединений и физических лиц. Государство через налоги изымает у собственников часть их дохода в бюджет. Но налоговое законодательство Республики Беларусь, как и бюджетное, нестабильно, и непоследовательна практика его применения, что зачастую делает налоги неразумными и несправедливыми.

  Стабилизировать ситуацию можно путем:

- правильного выбора принципов  и приоритетов формирования и  использования бюджетных средств,  поиска путей и механизмов  повышения эффективности использования доходов бюджета;

- своевременного утверждения бюджета,  более точного и детального  рассмотрения и утверждения показателей  бюджета, исходя из реальных  возможностей экономики страны, что должно обеспечить стабильные условия для работы предприятий и организаций народного хозяйства и объектов социальной сферы;

- совершенствования Налогового  законодательства Республики Беларусь, что обеспечило бы большую собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов, исключение противоречивых положений в налоговом законодательстве, исключение двойного налогообложения субъектов хозяйствования, повышение требований к квалификации работников налоговых органов и проведение целенаправленной политики по формированию благоприятных взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

  Таким образом, без формирования доходной и расходной части бюджета невозможно финансирование целевых государственных проектов, поддержание науки, здравоохранения, образования, повышение уровня жизни в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Макроэкономика: Соц. ориентир. поход: Учеб. пособие / М16  Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохина. Мн.: Тесей, 2003.- 320 с.
  2. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [ и др. ].  – М15 2-е изд. Минск : БГЭУ, 2009. – 415 с.
  3. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000. 298 с.;
  4. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич, Т.В. Сорокина и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240 с.;
  5. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. - Мн.: АУ ПРБ, 1999. 362 с.
  6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2005
  7. Государственный бюджет СССР: Уч / Под ред. Г.Л. Рабиновича, М.В. Романовского. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика. 1988. 383 с.;
  8. Министерство  финансов Республики Беларусь « О состоянии государственных финансов Республики Беларусь» //  Главное управление бюджетной политики. Январь-март 2011. 10 с.;
  9. Бюллетень Банковской Статистики № 10 (148) «Основные макроэкономические показатели  Республики Беларусь» 2011. 214 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет. Доходы и расходы государства