Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:38, реферат
Целью работы, связанной с данным рефератом, является комплексный анализ общественных отношений по поводу неналоговых доходов бюджета Российской Федерации. Для этого поставлены задачи:
Рассмотрение видов неналоговых доходов бюджета Российской Федерации;
Изучение состава и содержания неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации.
. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание.
1.2 Источники неналоговых доходов бюджета РФ.
2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
2.2 Местные неналоговые доходы.
3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ.
3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ.
В
России государству принадлежат
приблизительно 50 тыс. юридических
лиц (предприятий, организаций, учреждений),
представляют их около 40% экономики. Из
них свыше 35 тыс. юридических лиц
находятся практически на полном
бюджетном финансировании (школы, больницы,
вузы, научно-исследовательские
Результаты функционирования государственных предприятий показали их экономическую неэффективность. По данным Счетной платы Российской Федерации, ежегодно в результате неэффективного использования государственной собственности государство недополучает от унитарных предприятий до 100 млрд руб. Кроме того, приватизационные процессы в России дали отрицательный результат в 20 млрд дол..
Бюджетным
посланием Президента РФ Федеральному
Собранию Российской Федерации указывалось
на то, что до сих пор неизвестны
подлинные объемы государственного
сектора и инвентаризация государственного
имущества не завершена. Указывалось
также на то, что необходимо "четко
и максимально быстро определиться
с имуществом, которое следует
оставить в государственной
Кроме того, следует определить состав имущества, необходимого в качестве экономической базы для выполнения соответствующими органами власти полномочий, и установить порядок его формирования. Такое имущество должно находиться только в собственности того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено, и не может быть отчуждено ни в результате приватизации или банкротства, ни в результате исполнительного производства.
После определения оптимального количества унитарных предприятий можно осуществлять преобразование оставшихся в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Другим
направлением повышения эффективности
неналоговых доходов в России
видится управление собственностью,
а не избавление от нее. Однако на правительственном
уровне поставлена и постепенно реализуется
задача из 8,8 тыс. федеральных государственных
унитарных предприятий
В
2005 г. были приняты решения об условиях
приватизации 741 предприятия, из которых
39 реализуются на торгах как имущественные
комплексы и 702 преобразовываются
в открытые акционерные общества.
Российским фондом федерального имущества
объявлены продажи пакетов
Вместе
с тем после проведения инвентаризации
имущества нужно рассматривать
и варианты выкупа в государственную
собственность некоторых
Другой
важной сегодня проблемой выступает
отсутствие эффективной координации
в действиях ответственных
Одним
из эффективных методов управления
государственным имуществом, как
показывает мировой опыт, является
передача в концессию. Основное его
отличие от аренды в том, что концессионеру
передается право осуществления
деятельности или предоставления услуг,
отнесенных к функциям государства
или местного самоуправления. И уже
для обеспечения такой
В
целях совершенствования
Политика управления государственной (муниципальной) собственностью должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства. В качестве основных в этом направлении Правительство РФ определяет следующие задачи:
· совершенствование законодательства по управлению государственным имуществом, направленное на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики, которая не обеспечивает выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также на определение четких критериев участия иностранного капитала в экономике России, имея в виду отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработку месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение;
· повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Для решения данных задач выделены меры, направленные:
· на совершенствование порядка реализации государственного и муниципального имущества, в том числе повышение информационной прозрачности процесса приватизации, упрощение порядка продажи неликвидного имущества, совершенствование порядка планирования приватизации федерального имущества;
· на уточнение порядка безвозмездного перераспределения имущества между публичными образованиями в соответствии с разграничением полномочий (функций) между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения всеми органами власти полномочий, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами;
· на преобразование государственных учреждений, не обеспечивающих реализации функций государства, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций;
· на совершенствование института наследования выморочного имущества.
Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества предлагаются следующие меры:
· совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;
· оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг), а также соответствия расходов на их производство установленному объему финансирования из средств федерального бюджета;
· обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.
В
настоящее время необходима принципиально
новая модель управления государственным
(муниципальным) имуществом, реализация
которой позволит добиться эффективного
выполнения государственных функций,
оптимизации состава имущества,
рациональной структуры доходов
бюджета и в целом государства.
В целом вся система
Заключение
Основная
часть доходного потенциала федерального
бюджета формируется, конечно, за счёт
налоговых доходов. Но неналоговые
поступления играют также большую
роль в бюджетах всех уровней. Ведь,
проанализировав неналоговые
Несмотря на то, что основными источниками неналоговых доходов в бюджет составляют поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых видов деятельности организаций и доходы от внешнеэкономической деятельности, неналоговые доходы всё равно составляют незначительную долю доходного потенциала – около 1%.
Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании государственной собственности, поскольку её доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остаётся достаточно высокой – около 30%, а отдача в виде отчислений от её использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 3,5% от доходов федерального бюджета.
Информация о работе Общая характеристика неналоговых доходов бюджета