Порядок разработки региональных бюджетов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность регионального бюджета, его роль в развитии регионов, а так же рассмотреть правовые основы составления, рассмотрения и утверждения бюджета субъекта Российской федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовые основы разработки бюджетов субъектов Российской Федерации……………………………………………………………..5
1.1. Понятие и роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов………………………………….5
1.2. Правовые основы составления проектов региональных бюджетов…………………………………………………………….13
1.3. Основы рассмотрения и утверждения региональных бюджетов...19
Глава 2. Анализ порядка разработки и исполнения бюджета Ярославской области……………………………………………………………….25
3.1. Составление проекта бюджета……………………………………..25
3.2. Рассмотрение и утверждение областного бюджета………………25
3.3. Итоги региональной бюджетной и налоговой политики 2008 – начала 2009 годов…………………………………………………...30
Глава 3. Основные направления бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2010-2012 годы………………………….35
3.1. Направления политики в части формирования доходов бюджета……………………………………………………………...35
3.2. Основные направления политики в части расходов бюджета…...38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Порядок разработки региональных бюджетов в Российской Федерации.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Проект закона об областном бюджете рассматривается Ярославской областной Думой в порядке, установленном законодательством Ярославской области для рассмотрения проектов законов Ярославской области.

Рассмотрение проекта закона об областном бюджете и его принятие осуществляется в течение 65 дней со дня внесения в Ярославскую областную Думу, за исключением случая его повторного отклонения в первом чтении.

Закон Ярославской области об областном бюджете вступает в силу с 1 января очередного финансового года.

Ярославская областная Дума рассматривает проект закона об областном бюджете в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Ярославскую областную Думу.

В течение суток со дня внесения в Ярославскую областную Думу Председатель Ярославской областной Думы направляет указанный законопроект в постоянные комиссии Ярославской областной Думы, к ведению которых относится рассмотрение указанного законопроекта, а также в контрольно-счетную палату Ярославской области на заключение.

Решения постоянных комиссий Ярославской областной Думы по проекту закона об областном бюджете, заключение контрольно-счетной палаты Ярославской области должны быть представлены Ярославской областной Думой в Правительство Ярославской области не позднее, чем за 7 дней до заседания Ярославской областной Думы, на котором указанный законопроект планируется рассмотреть в первом чтении.

При рассмотрении в первом чтении проекта закона об областном бюджете Ярославская областная Дума заслушивает доклад официального представителя Губернатора Ярославской области в Ярославской областной Думе, содоклады представителей постоянных комиссий Ярославской областной Думы, а также доклад председателя контрольно-счетной палаты Ярославской области и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае принятия Ярославской областной Думой указанного законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики областного бюджета: общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит).

Решение о принятии в первом чтении проекта закона об областном бюджете оформляется постановлением Ярославской областной Думы о принятии в первом чтении проекта закона об областном бюджете, в котором указываются основные характеристики областного бюджета.

При утверждении в первом чтении основных характеристик областного бюджета Ярославская областная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит областного бюджета, если на эти изменения отсутствует заключение Губернатора Ярославской области.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона об областном бюджете Ярославская областная Дума вправе принять одно из следующих решений:

1)  передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик областного бюджета, состоящую из депутатов Ярославской областной Думы и представителей Губернатора Ярославской области в равном количестве, для разработки согласованного варианта основных характеристик областного бюджета в соответствии с заключениями постоянных комиссий Ярославской областной Думы, ответственных за рассмотрение областного бюджета, и контрольно-счетной палаты Ярославской области;

2)  вернуть указанный законопроект Губернатору Ярославской области для организации его доработки.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона об областном бюджете и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик областного бюджета.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Ярославской областной Думы и от Губернатора Ярославской области (далее – стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали обе стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По окончании работы согласительной комиссии Губернатор Ярославской области вносит на рассмотрение Ярославской областной Думы основные характеристики областного бюджета в виде поправок.

Если Ярославская областная Дума не принимает решения по основным характеристикам областного бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект закона об областном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении и подлежит возвращению Губернатору Ярославской области для организации его доработки.

В случае отклонения Ярославской областной Думой в первом чтении проекта закона об областном бюджете и возвращения его на доработку Губернатор Ярославской области в течение 5 дней организует доработку указанного законопроекта с учетом поступивших замечаний и предложений, после чего вносит его на повторное рассмотрение Ярославской областной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Ярославская областная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

После принятия Ярославской областной Думой проекта закона об областном бюджете в первом чтении проходит обсуждение указанного законопроекта во втором чтении, которое предусматривает его постатейное рассмотрение.

Заседание Ярославской областной Думы для рассмотрения во втором чтении проекта закона об областном бюджете созывается не позднее 21 дня после принятия указанного законопроекта в первом чтении.

Поправки к проекту закона, предусматривающие увеличение расходов областного бюджета, должны содержать предложения по соответствующему увеличению доходов, сокращению других расходов областного бюджета. Поправки, не отвечающие указанным требованиям, не могут быть приняты к рассмотрению Ярославской областной Думой.

Поправки к проекту закона об областном бюджете направляются в Ярославскую областную Думу не позднее 10 дней после принятия ею указанного законопроекта в первом чтении.

Председатель Ярославской областной Думы направляет указанные поправки по мере их поступления Губернатору Ярославской области. По истечении срока внесения поправок Ярославская областная Дума направляет Губернатору Ярославской области свод поправок в форме таблицы поправок для подготовки заключения по ним.

Заключение Губернатора Ярославской области по поправкам к проекту закона об областном бюджете должно быть подготовлено и направлено в Ярославскую областную Думу в течение 5 дней с даты поступления в адрес Губернатора Ярославской области свода поправок.

При рассмотрении проекта закона об областном бюджете Ярославской областной Думой во втором чтении проводится голосование по внесенным поправкам в порядке, установленном законодательством Ярославской области для рассмотрения проектов законов Ярославской области.

Второе чтение проекта закона об областном бюджете завершается принятием закона Ярославской области об областном бюджете в целом.

 

2.3. Итоги региональной бюджетной и налоговой политики 2008 – начала 2009 годов.

В 2008 году Ярославская область пережила два этапа экономического развития. На протяжении первых трех кварталов 2008 года экономика области демонстрировала положительные показатели своего развития. В четвертом квартале ситуация в промышленном производстве, транспорте и строительстве стала резко ухудшаться в связи с развитием мирового финансово-экономического кризиса. По итогам 2008 года снизились физические объемы производства в промышленных видах экономической деятельности, сократились объемы строительства жилья, произошло замедление темпов роста объемов работ по виду деятельности «строительство». При этом относительно стабильная ситуация сохранилась в сельском хозяйстве, где отмечался рост производства и отгрузок продукции. Положительная динамика показателей также сохранилась и в потребительском секторе экономики.

Доходы консолидированного бюджета Ярославской области в 2008 году составили 42,2 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2007 годом на 21,6%. Налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) поступили в сумме 34,1 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2007 годом лишь на 13%. Недостаточный рост собственных доходов преимущественно был обусловлен снижением поступлений от налога на прибыль организаций и доходов от продажи материальных и нематериальных активов. Кроме того, существенен объем выпадающих доходов бюджета в результате предоставления региональным и местным законодательством налоговых льгот. В 2008 году сумма льгот по региональным и местным налогам составила около 2 млрд. рублей или 6,9% от налоговых доходов консолидированного бюджета. Вместе с тем расходы консолидированного бюджета Ярославской области в 2008 году составили 44,4 млрд. рублей или 123,1% к уровню 2007 года.

В связи с развитием кризисных явлений в экономике (падение спроса, снижение выручки, возрастание неплатежей, удорожание кредитных ресурсов, свертывание производственных программ на предприятиях области, сокращение численности персонала и фактически отработанного рабочего времени как следствие снижения фонда оплаты труда и т.д.) по итогам первого квартала 2009 года налоговые и неналоговые доходы значительно снизились. Наиболее значимое сокращение поступлений произошло от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и доходов от использования и продажи государственного и муниципального имущества. По итогам 2009 года рост налоговых поступлений не будет столь выраженным, как в 2008 году, а по ряду налоговых доходов возможно их снижение. Ожидаемые поступления собственных доходов в 2009 году не позволят снизить размер государственного долга области.

Влияние финансово-экономического кризиса внесло некоторые коррективы в реализацию раннее поставленных задач. При этом в ходе реализации в 2008 – начале 2009 годах бюджетной и налоговой политики:

1.         Установлены дифференцированные налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

2.         В целях урегулирования задолженности перед областным бюджетом принят Закон Ярославской области от 26 декабря 2008 г. № 71-з «О реструктуризации задолженности организаций и индивидуальных предпринимателей».

3.         Сокращены объемы предоставленных налоговых льгот. С 2009 года отменены налоговые льготы в отношении организаций социально-культурной сферы, органов государственной власти Ярославской области, государственных органов Ярославской области, органов местного самоуправления и муниципальных органов муниципальных образований Ярославской области. С 2009 года решения о предоставлении или отмене действия региональных налоговых льгот будут приниматься в соответствии с оценкой их бюджетной и социальной эффективности.

4.         В целях формирования стимула для социально-экономического развития территорий муниципальных образований области сохранены на долговременной основе нормативы отчисления в местные бюджеты: в полном объеме от единого сельскохозяйственного налога, налога на добычу полезных ископаемых; по нормативу 20% отчисления от НДФЛ.

5.         Законодательная, нормативная правовая база Ярославской области приводится в соответствие с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принят концептуально новый Закон Ярославской области от 26 июня 2008 г. № 28-з «О бюджетном процессе», направленный на регулирование бюджетного процесса в рамках компетенции области как субъекта Российской Федерации. Принятие ряда специфических нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс, порядок и условия предоставления бюджетных средств, способствовало более четкому и открытому процессу расходования бюджетных средств с соблюдением всех необходимых для этого условий.

6.         Совершенствуется процесс бюджетного планирования. В 2008 году был впервые разработан и принят закон об областном бюджете на три года. Переход к среднесрочному бюджетному планированию обеспечивает повышение целевой направленности и установление приоритетов бюджетной политики. При подготовке областного бюджета на 2009-2011 годы был задействован реестр расходных обязательств области.

7.         Внедряются элементы бюджетирования, ориентированного на результат (далее – БОР): доля расходов областного бюджета, сформированная по программно-целевому принципу, значительно выросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Произведено разделение сфер применения инструментов программно-целевого планирования. Областные целевые программы ориентированы на решение системных проблем социально-экономического развития области, а ведомственные – на повышение эффективности расходов в ходе текущего выполнения органом исполнительной власти государственных функций. Внедрен механизм мониторинга результативности и эффективности программ с последующей корректировкой или досрочным прекращением реализации неэффективных и нерезультативных программ.

8.         Постановлением Правительства области утверждена областная целевая программа «Реформирование региональных финансов Ярославской области» на 2008-2011 годы, которая представлена на конкурс Министерства финансов Российской Федерации для получения субсидий на реформирование региональных финансов. В начале 2009 года реализация мероприятий программы начата по всем направлениям.

9.         Принят Социальный кодекс Ярославской области, который устанавливает общие принципы регулирования социальных правоотношений и определяет порядок предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Ярославской области.

Информация о работе Порядок разработки региональных бюджетов в Российской Федерации