Проблемы бюджетной системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание

Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

Содержание

Введение
1.Бюджетная система Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1. Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . 7
3. Структура бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .10
1.4 Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.4.1 Федеральный бюджет Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4.2 Бюджет субъектов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.4.3 Местные бюджеты Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.4.4 Внебюджетные фонды Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2. Проблемы бюджетной системы современной России . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1 Межбюджетные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..26
2.2 Основные решения разрешения проблем в области совершенствования бюджетной системы Российской Федерации в 2009 – 2011 гг. . . . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Работа состоит из  1 файл

бух.учет.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

  1. Бюджетная система Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
    1.  Понятие  бюджета. Основные черты и структура  бюджетной системы Российской  Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
    1.  Принципы  бюджетной системы Российской  Федерации . . . . . . . . . . . . . 7
    1.  Структура  бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .10

    1.4 Характеристика  отдельных звеньев бюджетной  системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

    1.4.1 Федеральный бюджет Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

    1.4.2 Бюджет субъектов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

    1.4.3 Местные бюджеты Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

    1.4.4 Внебюджетные фонды Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

    2. Проблемы  бюджетной системы современной  России . . . . . . . . . . . . . . . . 26

    2.1 Межбюджетные  отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..26

    2.2 Основные  решения разрешения проблем в  области совершенствования бюджетной  системы  Российской Федерации в 2009 – 2011 гг. . . . . . . . . . . 27

    Приложение  А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

    Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Введение

        Одним из важнейших институтов  государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

      Бюджет, денежное обращение - это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

      В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

      Это предопределяет место, занимаемое бюджетной  системой в экономике страны. Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой экономического базиса, подвержена его влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и корректировке ее функций.

      Одним из механизмов, позволяющих государству  проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет и бюджеты других уровней. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.  Отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ в процессе формирования доходов и осуществления расходов, их перераспределения между различными фондами образуют бюджетные правоотношения, которые закреплены и регулируются Бюджетным кодексом  Российской Федерации и федеральными законами не противоречащими Бюджетному кодексу Российской Федерации.

1. Бюджетная система Российской Федерации

       1.1 Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации

       В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

      Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

       С помощью государственного бюджета  государственные власти получают  финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

       Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

       Бюджетное устройство определяет  организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства - главное звено финансовой системы государства.

      Бюджетная система Российской Федерации - система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

       В бюджетную систему России, как  федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

  • федеральный бюджет;
  • региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты;
  • бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

       Бюджеты, входящие в бюджетную  систему Российской Федерации,  самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

       По существу федеральный бюджет  является главным законом экономической  жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.

       Бюджет субъекта Российской Федерации  и местный бюджет - формы образования  и расходования денежных средств,  предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

        

    1. Принципы  бюджетной системы  Российской Федерации.

       Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации:

     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

     Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:

  • право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.

     Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном   объеме.   Все   государственные   и   муниципальные   расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются  отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

     Принцип сбалансированности  бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

     Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы  бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

     Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Информация о работе Проблемы бюджетной системы современной России