Проблемы бюджетной системы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 08:43, курсовая работа

Описание

Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

Содержание

Введение
1.Бюджетная система Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1. Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . 7
3. Структура бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .10
1.4 Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.4.1 Федеральный бюджет Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.4.2 Бюджет субъектов Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.4.3 Местные бюджеты Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.4.4 Внебюджетные фонды Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2. Проблемы бюджетной системы современной России . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1 Межбюджетные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..26
2.2 Основные решения разрешения проблем в области совершенствования бюджетной системы Российской Федерации в 2009 – 2011 гг. . . . . . . . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

Работа состоит из  1 файл

бух.учет.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

       Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды осуществляет Государственная налоговая служба РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Проблемы бюджетной системы современной России

       2.1 Межбюджетные отношения

       Все бюджеты, входящие в бюджетную  систему страны, взаимосвязаны в  рамках межбюджетных отношений.

      Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

       Межбюджетные отношения основываются  на принципах:

  1. распределения и закрепления расходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  2. разграничения на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  3. равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  4. выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

      В основу процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджета субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплат федеральных и региональных налогов.

      Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов РФ они должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

      Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. 
 
 

       2.2 Основные задачи разрешения проблем в области совершенствования бюджетной системы РФ в 2009-2011 гг.

     Бюджет 2009 года планируется профицитным (на уровне 14 292 951,2 тыс. рублей) с учетом прогнозируемых доходов федерального бюджета в размере 7 трлн. 465,4 млрд. рублей и расходов в размере 7 451, 1 млрд. рублей. Бюджет 2010 года планируется безпрофицитным, с учетом того, что доходы и расходы определены в сумме 8 трлн. 089,9 млрд. рублей.

     Бюджетная политика на 2009-2011гг. направлена на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики.

Основными целями бюджетной политики в 2009-2011гг. являются:

  1. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе должна быть направлена не только на поддержание бюджетной сбалансированности, но и на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом.
  2. Повышение устойчивости бюджета в условиях непредсказуемости ситуации в мировой экономике.
  3. Создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, включая сферы образования, здравоохранения, ускорение инновационного развития страны.
  4. Кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов. Реформирование и оптимизация бюджетного сектора. Реализация мер по повышению качества государственных услуг, росту производительности труда в госсекторе.
  5. Создание устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
  6. Реализация механизма частно-государственного партнерства. Обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития. Улучшение финансовой прозрачности деятельности всего государственного сектора.

     К 1 августа 2008 года Минфином России совместно  с субъектами бюджетного планирования была разработана первая долгосрочная Бюджетная стратегия на период до 2023 года.

     Долгосрочное  бюджетное планирование позволит сформулировать долгосрочные приоритетные цели и задачи бюджетной политики, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы. Оно должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.

     Одной из наиболее важных проблем долгосрочной бюджетной политики является обеспечение сбалансированности пенсионной системы при реализации стоящей перед государством задачи обеспечения достойной и социально справедливой пенсии. Коэффициент замещения сократился с 31,2% в 2000 г. до 24% в 2007 г. Решение проблемы пенсионной системы требует комплексного подхода, включая осуществление мер по снижению уровня инфляции, развитию финансового рынка, стимулированию негосударственного пенсионного обеспечения и повышению роли финансового образования населения.

     Субъектам Российской Федерации рекомендуется  также перейти к новому горизонту бюджетного планирования на 15 лет. При этом долгосрочные финансовые планы (бюджеты) должны быть в обязательном порядке ориентированы на достижение конечных результатов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Кроме того, показатели прогнозирования бюджетных доходов и расходов должны быть увязаны с параметрами документов комплексного планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

     Проектировки  бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 - 2011 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах:

    • построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;
    • наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;
    • развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;
    • повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

     В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).

     Политика  в сфере межбюджетных отношений  должна быть основана на стабильности законодательно закреплённого разграничения  расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов.

     В условиях достаточности финансовых ресурсов региональных бюджетов на первый план выходит задача повышения эффективности использования бюджетных средств, реализация которой будет осуществляться по следующим направлениям:

    • продолжение формирования стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
    • формирование нового качества финансового менеджмента в сфере управления региональными и муниципальными финансами.

     Необходимо  консолидировать отдельные узконаправленные виды субсидий в рамках формируемых долгосрочных целевых программ или приоритетных направлений государственной политики.

     В связи с высокой степенью дифференциации налогового потенциала и стоимости  оказания бюджетных услуг в регионах Российской Федерации при распределении  субсидий следует учитывать уровень бюджетной обеспеченности регионов.

     Одновременно  следует поэтапно сокращать долю средств, предусматриваемых в составе дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на компенсационные меры. Необходимо ежегодно осуществлять мониторинг и составлять рейтинг качества финансового управления в субъектах Российской Федерации.

     Для муниципальных образований в  субъектах Российской Федерации  должны быть установлены стимулы  к повышению эффективности использования бюджетных средств и формированию заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов.

     В этих целях необходимо продолжить проведение федеральных конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов в рамках конкурсов по реформированию региональных финансов и разработать рекомендации по проведению аналогичной работы в субъект субъектах Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Приложение А

Схема консолидированного бюджета РФ 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Заключение

     Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

     Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

      Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения  полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению.

      Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. региональных бюджетов, или бюджетов субъектов Федерации. Это формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ;
  3. местных бюджетов, или бюджетов муниципальных образований. Это формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.

      Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджеты субъектов  РФ не включаются в региональные бюджеты.

      В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном  устройстве, закрепленная в Конституции  РФ и другими актами с применением  принципов финансово – бюджетного федерализма. Также необходимо отметить, что конечным результатом существования  

любого  государства, является экономическое  благополучие и процветание его  граждан. Надежная бюджетная система  является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

      Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости  усиления регулирующей роли государства  в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет.

     Бюджетная политика на 2009-2011гг. направлена на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики.

Информация о работе Проблемы бюджетной системы современной России