Система пенсионного обеспечения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:06, контрольная работа

Описание

Финансовая система Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Финансовая система любого государства формируется в зависимости от административного устройства, политического, экономического и социального положения государства. В Российской Федерации финансовая система включает в себя звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонда страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Содержание

1. Экономическое содержание и виды внебюджетных фондов в РФ……..3

2. Пенсионный фонд РФ: функции, источники формирования и использования……………………………………………………………………....10

3. Пенсионная реформа в РФ. Накопительная система пенсионного обеспечения. Негосударственные пенсионные фонды в РФ…………………..12

4. Проведите анализ динамики, состава и структуры доходов и расходов Пенсионного фонда РФ. Оцените уровень пенсионного обеспечения в РФ…..18

Работа состоит из  1 файл

конт бюджетная система РФ.docx

— 956.22 Кб (Скачать документ)

    Одна  из острых проблем сегодня - это сокращение бюджетного финансирования отрасли. Сегодня тариф взноса в фонд обязательного медицинского страхования не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1 %. Большая часть (60 %) - это неработающее население (старики, дети, инвалиды, безработные), которые более всего нуждаются в медицинской помощи и за которых платит государство. Однако бюджетное финансирование здравоохранения постоянно сокращается. При таком сокращении, в первую очередь, страдают скорая и неотложная медицинская помощь, а также социально значимые виды медицинской помощи.

    Цены  на медицинские услуги ныне формируются  по остаточному принципу и каждый раз подгоняются под имеющиеся  финансовые возможности, т. е. не отражают реальных затрат медицинского учреждения. Попытки решить существующие проблемы системы здравоохранения привели к идее преобразования системы обязательного медицинского страхования в систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении двух фондов - фонда обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования. Сторонники такого объединения считают, что создание обязательное медико-социальное страхование позволит сформировать более эффективные механизмы контроля над выплатой пособий по временной нетрудоспособности, усовершенствовать порядок предоставления санаторно-курортного лечения, снизить административные затраты.

    Самая главная проблема нашей страны в  том, что оно до сих пор не научилось  строить планы в долгосрочном периоде. Никто не задумывается о  том, как мы будем жить лет через 20-30. На примере пенсионного фонда  уже сейчас видно как не хватает  средств на выплату пенсий. Нехватку приходиться ликвидировать за счет стабилизационного фонда. Хорошо, что  он у нас есть. А если бы его  не было. 

  1. Пенсионный  фонд РФ: функции, источники  формирования и использования
 

    История пенсионного страхования насчитывает  более 100 лет. За этот период было выработано несколько видов пенсионных систем. Одна из них представляет собой минимальную  защиту престарелых, предоставляя некоторый  минимум средств независимо от трудового  вклада (стажа, уровня оплаты, суммы  страховых взносов и т. д.). Такую пенсию можно трактовать как социальную. Две других модели относятся к трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает зависимость размера пенсии от вышеперечисленных параметров, но сама пенсия образуется по солидарному (распределительному) принципу: последующее поколение финансирует предыдущее. Другая модель работает по накопительному принципу: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью увеличения.

    Пенсионный  фонд РФ (ПФ РФ) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд РФ является федеральным фондом.

    ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Средства расходуются для выплаты государственных пенсий и пособий..ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти ? средств внебюджетных социальных фондов.

    ПФ  РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ и является самостоятельным  финансово-кредитными учреждением.

    Первоочередной  задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий  для регулярной выплаты пенсий в  установленные сроки и повышение  их размеров с учетом изменения потребительских  цен. Для этого он организует:

    - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат.

    - капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

    - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

    - проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели;

    - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

    Средства  Пенсионного фонда  Российской Федерации  формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан.

    Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации  средств Пенсионного Фонда и  прочие поступления.

    Основным  источником формирования Пенсионного  фонда РФ можно назвать единый социальный налог. Объектом обложения  страховыми взносами и базой для  начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая  база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый  социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. В настоящий момент он в сумме составляет 26 %, из которых 20 % уходит на формирование пенсионного фонда.

    Уплата  страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно - в срок, установленный для получения  оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих  расчетных или текущих счетов на счет Пенсионного Фонда по месту  регистрации в качестве плательщиков взносов (не позднее 15 го числа следующего месяца). При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением Пенсионного Фонда с начислением пеней. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

    Средства  ПФ РФ используются на:

    - выплату в соответствии с законодательством  РФ и международными договорами  РФ трудовых пенсий и социальных  пособий на погребение умерших  пенсионеров, не работавших на  день смерти;

    - доставку пенсии, выплачиваемых  за счет средств бюджета Пенсионного  фонда РФ;

    - финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности  страховщика (включая содержание  его центральных и территориальных  органов);

    - иные цели, предусмотренные законодательством  РФ об обязательном пенсионном  страховании.

    Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного  фонда РФ на соответствующий год, осуществляется только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным  законом порядке.

    Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми  на финансирование выплаты базовой  части трудовой пенсии, зачисляются  в бюджет ПФ РФ в полном объеме. Указанные  средства расходуются в следующем  порядке: на возмещение недостатка средств  бюджета ПФ РФ; на выплату страховой  части трудовой пенсии; на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной  финансовый год. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также  за счет Пенсионного фонда.

    ПФ  РФ финансирует различные программы  по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фона идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные  средства ПФ РФ могут быть вложены  в ценные бумаги. Контроль за использованием средств бюджета ПФ РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.

    Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств. В настоящее время  система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

    Пенсионный  фонд РФ и его региональные отделения  на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных  функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля над их надлежащим распределением.

    В 2010 году в пенсионном фонде прогнозируемый объем дохода составит 4 680 038 904,1 тыс. рублей, тогда как расходная часть бюджета пенсионного фонда составит 4 398 037 334,4 тыс. рублей. Профицит бюджета составит 282 001 569, 7 тыс. рублей, что послужит источником финансирования накопительной части трудовых пенсий. 

 

  1. Пенсионная  реформа в РФ. Накопительная  система пенсионного  обеспечения. Негосударственные  пенсионные фонды  в РФ
 

    С вступлением в силу в 2002 году Федеральных законов: №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»  в стране был запущен механизм пенсионной реформы.

    Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

    Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.  Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

    Пенсия формируется за счет отчислений работодателя, которые производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в виде налогов. За каждого работающего гражданина работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР. В 2010 году тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР составит 20%. В период 2011-2014 гг. тариф составит 26%.

    

    Рис. 1. Пенсионная реформа в РФ 

    Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. При этом страховая часть формируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. (Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»). 

    Страховая часть (СЧ) - зависит от трудового стажа, размера зарплаты и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), перечисленных  за застрахованное лицо. Она получает денежное выражение с момента получения права застрахованного лица на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, закрепляются в виде обязательств государства на  индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

    Накопительная часть (НЧ)  - зависит от суммы страховых взносов, уплаченных страхователем на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части.  Учитывается на индивидуальных лицевых счетах работников. 

    Государство предоставляет возможность застрахованным лицам принять участие в управлении накопительной частью путем выбора финансового института, занимающегося инвестированием этой части пенсии. Благодаря этому процессу у граждан появляется возможность распоряжения своими финансовыми накоплениями, что позволяет реально влиять на увеличение размера своей будущей пенсии. 

    В накопительной системе с начала пенсионной реформы  не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше, а так же женщины 1957 года рождения и старше (те, кто должен был выйти на пенсию в течение 10 лет после начала реформы).

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в РФ