Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:23, реферат
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Создание нового типа российской экономики и проведение структурных реформ в нашей стране требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата.
Введение
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………..….
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования…………………………………………..
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России…………………………………………………………………………
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации ….
2. Анализ функционирования бюджетной политики России в современный период………………………………………………………….
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета в 2008-2010 гг………………………………………………………………………..
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период…………………………………
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………………………………..
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………
- низкая
прозрачность мер
- недостаточное внимание к поддержке населения на начальном этапе кризиса, что снизило эффективность государственных мер;
- неритмичность
кассового исполнения
Осознавая
невозможность в дальнейшем ежегодно
наращивать государственные расходы
в условиях посткризисного развития
и стремясь обеспечить финансовую устойчивость
бюджетной системы в
2. Анализ функционирования
2.1.
Анализ управления доходами
Экономический кризис затронул Российскую Федерацию в 2009 г. в гораздо большей степени, нежели чем прогнозировало Правительство РФ годом ранее. Из всех крупных экономик в мире в России наблюдался наибольший спад - ВВП снизился на 8,9% по итогам 2009 г. Органы государственной власти пытаются снизить последствия кризисных явлений, в том числе посредством инструментов бюджетной политики.17
Государственная политика в области бюджетных доходов является важнейшим звеном бюджетной политики, поскольку возможность реализации государственных обязательств напрямую связана с объемом и устойчивостью доходной базы бюджетной системы.
Бюджетная политика Российской Федерации области доходов приводит к снижению доли доходов федерального бюджета в ВВП. Влияют на это следующие факторы:
- ухудшение
внешнеэкономической
- снижение
налогооблагаемой базы по
- пенсионная реформа, приведшая к отмене с 2010 г. ЕСН.
Доходы федерального бюджета за 2010 г. составили 8 303,8 млрд руб. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 13,1% (табл. 1). Практически полностью доходы федерального бюджета в период 2008-2010 гг. формировались за счет налоговых и неналоговых доходов (по итогам 2010 г. – 99,9%).
Таблица 1.
Доходы федерального бюджета за 2008-2010 гг.18
Доходы федерального бюджета |
2008г |
2009г |
2010г. |
Темп прироста, % | ||||
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес,% |
Сумма, тыс. руб.. |
Удельный вес,% |
2008-2009 |
2009- 2010 | |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
3 879 656 686 |
41,8 |
2 617 512 016 |
35,6 |
3 049 316 386 |
36,7 |
-32,5 |
16,5 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе: |
5 394 452 518 |
58,1 |
4 719 260 940 |
64,3 |
5 254 518 640 |
63,2 |
-12,5 |
11,3 |
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ |
761 128 758 |
8,2 |
195 419 818 |
2,6 |
255 026 142 |
3,1 |
-74,3 |
30,7 |
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ |
506 767 599 |
5,4 |
509 774 742 |
6,9 |
- |
- |
0,5 |
- |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
1 123 623 528 |
12,1 |
1 258 318 876 |
17,1 |
1 442 647 813 |
17,3 |
12 |
14,6 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
1 169 070 691 |
12,6 |
893 186 022 |
12,1 |
1 199 567 857 |
14,4 |
-23,6 |
34,2 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
1 637 515 092 |
17,6 |
1 006 261 320 |
13,7 |
1 408 315 527 |
16,9 |
-38,5 |
39,9 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
33 679 525 |
0,3 |
32 681 076 |
0,4 |
63 123 110 |
0,7 |
-0,3 |
96,8 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
176 208 074 |
1,9 |
829 055 344 |
11,3 |
905 118 017 |
10,9 |
79 |
9,1 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
1 335 853 |
0, 1 |
6 206 097 |
0,08 |
275 370 |
0,003 |
364 |
-95,6 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
9 274 109 204 |
100 |
7 336 772 956 |
100 |
8 303 835 026 |
100 |
-20,8 |
13,1 |
В связи с произошедшими
До последнего времени незначительную долю доходов федерального бюджета составляли платежи за пользование природными ресурсами. В конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2 %. Начиная с 2002 г. произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в федеральный бюджет. В результате доля нефтегазовых доходов, в 2002 году составившая 32,3%, постоянно увеличивалась и 2008 году достигла уже 41% доходов бюджета, что связано с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор и концентрацией сырьевых доходов в федеральном бюджете
В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составил 41,8% , на 2009 год 35,6%, на 2009 этот показатель увеличился на 1,1%(диагр.1.). В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 3 879,6 млрд. руб., к 2010 году он достиг 3 049 ,3 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета. В связи с этим одной из приоритетных задач бюджетной политики становится стимулирование реформирование экономики и переход на инновационный путь развития.
Диаграмма 1.
Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.
В диаграмме 1. наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 254 млрд. руб., увеличившись на 11,3% по отношению к 2009 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
Среди неналоговых доходов значительная часть поступлений обеспечивается за счет использования и реализации государственной и муниципальной собственности.
Среди факторов, оказавших негативное влияние на доходы федерального бюджета в 2009 г. самым главным стало падение мировых цен на энергоносители, что привело к снижению доходов на 20% по отношению к 2008 г. Цена нефти в 2009 году оказалась существенно ниже (на 33,5 долларов за баррель) аналогичного показателя 2008 года и составила около 61 долларов за баррель. Свою роль сыграли налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки (снижение ставки налога на прибыль и увеличение необлагаемого минимума по НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель), вступившие в силу в 2009 году.
Существенное падение импорта в 2009 году, составившее по данным ФТС 37,3%, привело к снижению налогов на импорт (НДС и акцизов на импорт), а также импортных пошлин на 0,8 п.п. ВВП. Совокупное влияние прочих факторов составило менее 0,1 п.п. ВВП.
Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета в 2010 г. стало ослабление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил -12,2%.19 В номинальном выражении рубль по отношению к доллару снизился на 22%. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП.
Таким образом,
видно, что влияние финансово-
2.1.
Анализ расходной части
Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2008 - 2010 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах 20:
- построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;
- наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;
- развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;
- повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.
Важной задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.
Реализация
этих приоритетов требует
Кроме того,
предлагаемые основные направления
расходов федерального бюджета обеспечивают
в соответствии с базовыми принципами
бюджетного законодательства безусловное
выполнение как ранее принятых, так
и предлагаемых новых решений, определяющих
действующие и принимаемые
С падением доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, Россия вынуждена в значительной степени изменять свою политику и в области бюджетных расходов. Причем это обусловлено ни только влиянием текущей мировой экономической конъюнктуры, но и всеми теми результатами, которые были достигнуты в ходе бюджетной политики предшествующих лет.
Расходы федерального бюджета в 2008-2010 гг. колебались в диапазоне от 18,2% (в 2008 г.) до 22,9% ВВП (2010 г.) (табл. 1). Резкий рост расходов произошел в 2009 году в связи с принятием антикризисного пакета мер по поддержанию национальной экономики в размере 1 трлн. 135 млрд. рублей (до 24,7% ВВП). По словам Премьер-министра В. Путина «с учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий - финансирование антикризисной программы превысило 3 трлн. рублей»21, в то время как в целом расходы федерального бюджета за 2009 год составили 9,6 трлн. рублей. В 2010 году на антикризисные меры израсходовано 195 млрд. рублей.
Таблица 1.
Расходы федерального бюджета22
(с
учетом трансфертов
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего расходов |
18,2 |
24,7 |
22,9 |
Общегосударственные вопросы |
2 |
2,1 |
2,7 |
Национальная оборона |
2,5 |
3 |
2,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 |
2,6 |
2,5 |
Национальная экономика |
2,5 |
4,2 |
3,1 |
ЖКХ |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
Охрана окружающей среды |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
Образование |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
Культура, кинематография и СМИ |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
Здравоохранение и спорт |
0,7 |
0,9 |
0,8 |
Социальная политика |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
Межбюджетные трансферты |
6,4 |
9,2 |
8,6 |