Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:23, реферат
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Создание нового типа российской экономики и проведение структурных реформ в нашей стране требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата.
Введение
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………..….
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования…………………………………………..
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России…………………………………………………………………………
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации ….
2. Анализ функционирования бюджетной политики России в современный период………………………………………………………….
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета в 2008-2010 гг………………………………………………………………………..
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период…………………………………
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………………………………..
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………
соответствующие формы в составе бюджетной отчетности. 33
Необходимо
обеспечить повышение оперативности
управления инвестиционными проектами,
которые уже отобраны и финансируются
за счет Инвестиционного фонда, в
том числе за счет ужесточения
мер ответственности за невыполнение
в означенные сроки всех запланированных
мероприятий. Однако в связи с
тем, что Инвестфонд по возможности
переноса остатков неиспользованных денежных
средств на следующий год является
исключением из общего порядка управления
бюджетными средствами, установленного
Бюджетным кодексом РФ, представляется
целесообразным в дальнейшем отказаться
от использования данного
Следует
внести изменения и дополнения в
Федеральный закон «Об особых
экономических зонах в
Необходимо
организовать проведение обучения по
программам повышения квалификации
кадров в области государственно-
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов для стимулирования притока инвестиций в отдельные сектора экономики альтернативой прямых бюджетных расходов является предоставление государственных гарантий. С целью развития данного механизма необходимо:
Распространение практики привлечения коммерческих банков к финансированию и управлению инвестиционными ресурсами в инфраструктурных проектах. В частности, представляется возможным более активное вовлечение крупнейших коммерческих банков в процесс мониторинга реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государства, а в перспективе наделение их функциями государственного заказчика. Ожидается, что это позволит повысить эффективность управления государственными инвестициями и снизить издержки строительства с поправкой на качество. 34
Во многих
регионах и муниципальных образованиях
наблюдается ситуация, когда значительную
долю бюджетных доходов составляют
субвенции на выполнение делегируемых
полномочий, что несет в себе две
группы рисков для повышения качества
финансового управления государственными
и муниципальными финансами. Во-первых,
региональные и муниципальные власти
могут быть не заинтересованы в максимально
эффективном исполнении по сути чужих
полномочий, а механизмы мониторинга
эффективности исполнения делегированных
полномочий недостаточно проработаны.
Во-вторых, неизбежно возникают
В последнее время пересмотр разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы происходит практически ежегодно, что снижает предсказуемость основных параметров бюджетной системы для региональных и местных властей и негативно сказывается на качестве управления государственными и муниципальными финансами.
В этой связи
нецелесообразно вносить
Начиная
с 2011–2012 гг. необходимо предусмотреть
возможность пересмотра сложившейся
системы разграничения
В Российской Федерации согласно проекту бюджета на 2011 г. и на период до 2013 г. насчитывается свыше 87 различных трансфертов (4 в подразделе дотаций, 43 в подразделе субсидий, в том числе федеральные целевые программы и подпрограммы, 21 в подразделе субвенций и 19 в подразделе иных межбюджетных трансфертов). По 35 направлениям финансирование составляет менее 1 млрд руб., это значит, что для отдельного субъекта Российской Федерации финансирование по ряду направлений может составлять десятки или сотни тысяч рублей. Очевидно, что при целевом характере большинства направлений (субсидии и субвенции) издержки по оценке целевого использования данных средств, не говоря уже об оценке эффективности осуществляемых расходов, могут превысить выгоды от получаемых средств.
Становится
очевидной необходимость
Отчасти
эта задача может быть решена с
помощью совершенствования
Заключение
По итогам
исследования можно сказать, что
бюджетная политика является центральным
звеном развития сектора государственного
управления. Представляя собой комплекс
решений и мероприятий по осуществлению
бюджетного процесса и исполнению государственных
функций, она оказывает определяющее
воздействие практически на все
области жизнедеятельности. Это
достигается посредством
Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут быть следующие: величина дефицита бюджета или же отсутствие такового; размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение; определение долей Федерации и регионов (субъектов Федерации) в доходах и расходах бюджета (проблема “бюджетного федерализма”), соотношение основных разделов бюджета и т.д.
В соответствии
с намеченными целями, формируются
задачи, которые определяют стратегические
направления и ориентиры
- концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
- снижение налоговой нагрузки на экономику;
- упорядочивание государственных обязательств;
- создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Несмотря на успешное развитие всех самых значимых сторон бюджетной сферы в докризисный период, в бюджетной политике России уже тогда сохранялись многие системные недостатки, которые с началом кризисного времени только усилились. Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, дестабилизировал ситуацию на мировых рынках, что привело к падению доходов федерального бюджета более чем на 20% за 2009 год и образованию его дефицита в размере 5,9% ВВП. Масштабные денежные вливания, совершенные в рамках антикризисной программы, и рост цен на нефть во второй половине 2009 года, позволили несколько ослабить негативные последствия для экономики и социальной сферы.
Падение
как нефтегазовых, так и ненефтегазовых
доходов федерального бюджета, вкупе
с сокращением запланированных
ранее расходов и увеличением
финансирования мер антикризисной
поддержки привело к
Главным фактором увеличения доходов федерального бюджета в 2010 г. стало ослабление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил -12,2%.37 В номинальном выражении рубль по отношению к доллару снизился на 22%. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП.
Несмотря
на то, что кризисное годы обнажили
многие системные недостатки в функционировании
сферы государственных
Одним из
последствий кризиса стало
- установление предельных уровней – ограничений по отдельным направлениям расходов.
Оставаясь в рамках основных направлений бюджетной политики на 2011-2013 гг., установленных Президентом РФ наиболее важными задачами и мерами в бюджетной политике на среднесрочную перспективу являются: реформирование бюджетной сети в основных секторах бюджетной сферы;
повышение эффективности управления государственным заказом;
разграничение расходных полномочий между Российской Федерацией, субъектами и муниципальными образованиями; совершенствование механизмов управления государственными инвестициями, в том числе в рамках развития государственно-частного партнерства.
Список используемой литературы:
Источники