Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение порядка и выявление наиболее актуальных проблем в процессе внесения конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.
Введение 3
Глава 1. Особое место Конституции в правовой системе Российской Федерации………………………………………………………….6
1.1 Сущность и юридическая природа Конституции РФ……………….6
1.2 Субъекты и особенности процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ. ……………………………………………………9
Глава 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации………………………………………………………...12
2.1 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ…..12
2.2 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции РФ……….15
2.3 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ………18
Глава 3. Современное состояние процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации…………...22
3.1 Проблемы внесения поправок и пересмотра Конституции РФ…...22
3.2 Возможности совершенствования механизма внесения поправок и пересмотра Конституции РФ……………………………………………………26
Заключение 33
Список использованных источников и литературы
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании» призван заполнить правовой вакуум, создать недостающее звено в механизме российской государственности. Вполне очевидно, что необходимость внести изменения в отдельные положения Конституции может возникнуть в любое время27.
Если коснуться вопроса поправок в российскую Конституцию касательно сроков полномочий Главы государства и Госдумы, внесенных в конце 2008 года, то Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин не видит в этом ничего противоречащего основам конституционного строя28.
Он считает, что это никак не затрагивает сути президентской власти, ее правового характера. Что касается отчета Правительства перед Парламентом, то это мог бы быть и сложившийся конституционный обычай. Равно как и формирование Правительства на основе парламентского большинства.
Однако он полагает необходимым внести в законодательство норму, по которой орган конституционного контроля смог бы проверять предлагаемые поправки к Основному закону, а на данный момент Конституционный суд не имеет права проверять конституционность поправок, внесенных в Конституцию.
По мнению В.Д. Зорькина, сегодня пришло время изменить закон о механизме внесения поправок в Конституцию. Потому что изменения и нормы могут быть внесены в статьи Конституции, которые находятся за пределами глав об основах конституционного строя, но противоречат этим основам. 16-я статья Конституции это запрещает. Чтобы обезопасить общество и законодателя от принятия неконституционной нормы, введение новой поправки должно проверяться с помощью органа конституционного контроля. Потому что, когда она принята и утверждена, уже никто не может ее проверить. С его точки зрения, внести такой законопроект может любой орган власти, обладающий правом законодательной инициативы. Он считает, что предложенных мер с юридической точки зрения будет достаточно, чтобы гарантировать невозможность перехода к авторитарному режиму.
В.Д.Зорькин полагает, что Конституцию лучше вообще не пересматривать. «Мы только в самом начале нашего движения, у нас многое противоречит Конституции. Но наша Конституция, несмотря на большие недостатки, идеальна в смысле нормативности»29.
Заключение
Таким образом, изучив нормативно-правовые акты, материалы диссертационных исследований, монографическую, специальную учебную, и периодическую литературу, а также ознакомившись с Интернет-ресурсами по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.
Конституция
содержит исчерпывающий перечень субъектов,
которые могут инициировать конституционные
поправки и пересмотр Конституции.
В целях обеспечения
Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение поправок». Под пересмотром понимается принятие конституции в измененной редакции или же принятие новой конституции взамен прежней. Под поправкой понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 – 8 Конституции РФ. Поправка к Конституции РФ по своей юридической природе отличается от федерального конституционного закона и должна приниматься в форме особого правового акта.
По вопросу пересмотра и внесения поправок в Конституции проводится фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это должно быть очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно) в облегченном порядке.
Положения глав Конституции, регулирующих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, и порядок ее изменения (гл.1,2,9), не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только отдельно созданным для этих целей органом – Конституционным собранием, которое подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции.
Для
принятия и вступления в силу поправок
к главам 3-8
Конституции применяется порядок, предусмотренный
для принятия федеральных конституционных
законов, которые принимаются Федеральным
Собранием и вступают в силу после их одобрения
органами законодательной власти не менее
чем двух третей субъектов Российской
Федерации.
Изменения в Конституции РФ, касающиеся состава Российской Федерации, отличаются по юридической природе от поправок к Конституции Российской Федерации и вносятся в упрощенном порядке. Изменения вносятся на основании отдельного федерального конституционного закона.
Существует множество проблем, касающихся механизма пересмотра, внесения поправок и других изменений Конституции РФ, как то:
Таким образом, несмотря на очевидную необходимость реформирования Конституции РФ, осуществить это на деле практически невозможно, поскольку российская Конституция является одной из самых жестких в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений. Принятие же новой Конституции в условиях существующего правового регулирования вообще невозможно.
В
целях совершенствования
Кроме всего прочего, для того, чтобы иметь стабильную и демократическую Конституцию, на наш взгляд, необходимо ускорить процесс принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании РФ».
На наш взгляд, сегодня для развития положений Основного закона следует обратить внимание на другие резервы повышения эффективности Конституции:
Список использованных
источников и литературы
Информация о работе Внесение изменений в Конституцию РФ. Проблема совершенствования механизма