Внесение изменений в Конституцию РФ. Проблема совершенствования механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение порядка и выявление наиболее актуальных проблем в процессе внесения конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особое место Конституции в правовой системе Российской Федерации………………………………………………………….6
1.1 Сущность и юридическая природа Конституции РФ……………….6
1.2 Субъекты и особенности процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ. ……………………………………………………9
Глава 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации………………………………………………………...12
2.1 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ…..12
2.2 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции РФ……….15
2.3 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ………18
Глава 3. Современное состояние процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации…………...22
3.1 Проблемы внесения поправок и пересмотра Конституции РФ…...22
3.2 Возможности совершенствования механизма внесения поправок и пересмотра Конституции РФ……………………………………………………26
Заключение 33
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

КР_Внесение изменений в Конституцию. Проблема совершенствования механизма.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

     Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании» призван заполнить правовой вакуум, создать недостающее звено в механизме российской государственности. Вполне очевидно, что необходимость внести изменения в отдельные положения Конституции может возникнуть в любое время27.

      Если коснуться вопроса поправок в российскую Конституцию касательно сроков полномочий Главы государства и Госдумы, внесенных в конце 2008 года, то Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин не видит в этом ничего противоречащего основам конституционного строя28.

Он считает, что это никак не затрагивает сути президентской власти, ее правового характера. Что касается отчета Правительства перед Парламентом, то это мог бы быть и сложившийся конституционный обычай. Равно как и формирование Правительства на основе парламентского большинства.

      Однако он полагает необходимым внести в законодательство норму, по которой орган конституционного контроля смог бы проверять предлагаемые поправки к Основному закону, а на данный момент Конституционный суд не имеет права проверять конституционность поправок, внесенных в Конституцию.

     По  мнению В.Д. Зорькина, сегодня пришло время изменить закон о механизме внесения поправок в Конституцию. Потому что изменения и нормы могут быть внесены в статьи Конституции, которые находятся за пределами глав об основах конституционного строя, но противоречат этим основам. 16-я статья Конституции это запрещает. Чтобы обезопасить общество и законодателя от принятия неконституционной нормы, введение новой поправки должно проверяться с помощью органа конституционного контроля. Потому что, когда она принята и утверждена, уже никто не может ее проверить. С его точки зрения, внести такой законопроект может любой орган власти, обладающий правом законодательной инициативы. Он считает, что предложенных мер с юридической точки зрения будет достаточно, чтобы гарантировать невозможность перехода к авторитарному режиму.

     В.Д.Зорькин полагает, что Конституцию лучше вообще не пересматривать. «Мы только в самом начале нашего движения, у нас многое противоречит Конституции. Но наша Конституция, несмотря на большие недостатки, идеальна в смысле нормативности»29.

      
 

 

Заключение 

     Таким образом, изучив нормативно-правовые акты, материалы диссертационных исследований, монографическую, специальную учебную, и периодическую литературу, а также ознакомившись с Интернет-ресурсами по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.

     Конституция содержит исчерпывающий перечень субъектов, которые могут инициировать конституционные  поправки и пересмотр Конституции. В целях обеспечения стабильности Основного закона государства круг этих субъектов сужен по сравнению с субъектами законодательной инициативы.

     Конституция РФ различает термины «пересмотр»  и «внесение поправок». Под пересмотром понимается принятие конституции в измененной редакции или же принятие новой конституции взамен прежней. Под поправкой понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 – 8 Конституции РФ. Поправка к Конституции РФ по своей юридической природе отличается от федерального конституционного закона и должна приниматься в форме особого правового акта.

     По  вопросу пересмотра и внесения поправок в Конституции проводится фундаментальное различие между главами, которые в силу их характера изменяться не должны или, во всяком случае, сделать это должно быть очень трудно, и главами, которые могут быть изменены сравнительно (только сравнительно) в облегченном порядке.

     Положения глав Конституции, регулирующих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, и порядок ее изменения (гл.1,2,9), не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только отдельно созданным для этих целей органом – Конституционным собранием, которое подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции.

     Для принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 
Конституции применяется порядок, предусмотренный для принятия федеральных конституционных законов, которые принимаются Федеральным Собранием и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

     Изменения в Конституции РФ, касающиеся состава  Российской Федерации, отличаются по юридической  природе от поправок к Конституции  Российской Федерации и вносятся в упрощенном порядке. Изменения вносятся на основании отдельного федерального конституционного закона.

     Существует  множество проблем, касающихся механизма  пересмотра, внесения поправок и других изменений Конституции РФ, как  то:

  • в тексте Конституции отсутствует указание на то, куда именно должны вноситься предложения;
  • до сих пор не принят закон о Конституционном Собрании - органе, который, согласно Конституции, будет уполномочен при возникновении потребности разрабатывать проект новой Конституции РФ;
    • действующей Конституцией не определено, каким образом Конституционное Собрание должно формироваться, сколь долго может продолжаться его работа над проектом Конституции, как должны строиться взаимоотношения Конституционного Собрания с органами государственной власти, каким должен быть статус члена Конституционного Собрания, как должна проходить разработка проекта новой Конституции
    • согласно тексту Конституции, Конституционное собрание вправе будет принять новую Конституцию двумя третями голосов от общего числа его членов, и только как вариант предложено проведение референдума (всенародного голосования) по этому вопросу. Это противоречит основному положению Конституции, по которому народ является единственным источником власти в Российской Федерации.

     Таким образом, несмотря на очевидную необходимость реформирования Конституции РФ, осуществить это на деле практически невозможно, поскольку российская Конституция является одной из самых жестких в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений. Принятие же новой Конституции в условиях существующего правового регулирования вообще невозможно.

     В целях совершенствования механизма  пересмотра, внесения поправок и других изменений в Конституцию РФ, необходимо внести в законодательство норму, по которой орган конституционного контроля смог бы проверять предлагаемые поправки к Основному закону, потому как на данный момент Конституционный суд не имеет права проверять конституционность поправок, внесенных в Конституцию.

     Кроме всего прочего, для того, чтобы иметь стабильную и демократическую Конституцию, на наш взгляд, необходимо ускорить процесс принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании РФ».

     На  наш взгляд, сегодня для развития положений Основного закона следует обратить внимание на другие резервы повышения эффективности Конституции:

    • толкование Конституции, которое должно проводиться в координатах определенного правового пространства, в контексте современных событий жизни общества. Оно не заменит и не подменит Конституцию, а лишь пояснит смысл ее отдельных положений;
    • законодательная конкретизации отдельных положений Конституции, которой должен предшествовать системный правовой анализ, с целью выяснить, какие конституционные нормы не работают по причине объективного несоответствия современной действительности, а какие – в связи с отсутствием механизма реализации, необходимых процедурных форм
    • укрупнение законодательного массива (например, принятие Избирательного кодекса, Кодекса государственной службы и т.д.).

 

      Список использованных источников и литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 21 января 2009 г.
  2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. (в ред. от 24 апреля 2008 г.) // Российская газета. 2004. 30 июня; 2008. 30 апреля.
  3. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 31 октября 2005 г.) // Российская газета. 2001. 20 декабря; 2005. 3 ноября
  4. О наименовании географических объектов: Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. №152-ФЗ (в ред. от 27 октября 2008 г.) // Российская газета. 1997. 24 декабря. 2008. 30 октября.
  5. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. №33-ФЗ  // Российская газета. 1998. 10 марта.
  6. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 05 июля 2000 г. № 113-ФЗ (в ред. от 21 июля 2007 7.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3336.
  7. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №1. Ст.2.
  8. Об изменение срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №1. Ст.1.
  9. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 (в ред. от 31 декабря 2008) // Собрание законодательства РФ. 2008. №20. Ст.2290.
  10. Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2005. 546 с.
  11. Авакьян С.А. Конституционное Собрание Российской Федерации: концепция и проект Федерального конституционного закона // Вестник Московского университета. № 2. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 23-27
  12. Авдеенкова М. Быть Конституционному Собранию России? // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. № 33. М.: Изд-во Манускрипт, 2001. С. 13-17
  13. Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв.: Автореф. дис... доктора юридических наук: 12.00.02. Тюменский государственный университет. Тюмень, 2010. 50 с.
  14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.
  15. Белкин, А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) // Правоведение. 1995. №1. С. 58-62
  16. Зорькин предлагает изменить механизм внесения поправок в Конституцию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Информационного агентства «РИА-Новости». Режим доступа: http://www.rian.ru/ politics/20090507/170180620.html
  17. Конституционное право России / Под ред. Г.Н. Комковой. М.: Юристъ, 2006. 399 с.
  18. Конституционное право России: Учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 504 с.
  19. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. М.: НОРМА, 2008. 544 с.
  20. Лукьянова, Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №15. С.38-43
  21. Осейчук, В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. №5. С. 6-11.
  22. Пересмотр Конституции [Электронный ресурс] // Электронный энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации». Режим доступа: http://slovari.yandex.ru
  23. Ряховская Т.И. К вопросу о роли правовых позиций Конституционного суда РФ по проблемам действия Конституции в сфере основ конституционного строя // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №. 6. С. 14-18.
  24. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. С-Пб.: Питер, 2003. 315 с.
  25. Старилов, Ю.Н. Будущее Конституции Российской Федерации: реализация без изменений, преобразование или неизбежность пересмотра? // Право и политика. 2005. №1. С. 6 – 9.
  26. Статычнюк И. О некоторых противоречиях российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. 2008. №1. С. 35-40
  27. Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. 2003. №11. С. 103-105
  28. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2008. 448 с.

Информация о работе Внесение изменений в Конституцию РФ. Проблема совершенствования механизма