Аппарат российского государства в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть общие характеристики и структуру аппарата российского государства в современный период.
Для достижения этой цели, я поставила перед собой ряд задач:
изучить понятия аппарата государства;
рассмотреть основные элементы государственного аппарата;
изучить принципы организации и деятельности государственного аппарата;
охарактеризовать аппарат российского государства в современный период.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика государственного аппарата. 4
1.1. Понятие и признаки государственного аппарата. 4
1.2. Понятие органов государства и государственных учреждений. Их основные характеристики. 7
1.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 12
Глава II. Структура государственного аппарата в современный период. 17
2.1. Президент Российской Федерации 18
2.2. Органы представительной и законодательной власти 21
2.3. Органы исполнительной власти 24
2.4. Судебная власть 26
2.5. Прокуратура Российской Федерации 28
2. 6. Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. 30
Заключение 32
Использованная литература 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

 

 

кафедра государственно-правовых дисциплин

 

курсовая работа по

Теории государства и права

 

на тему:

 

«Аппарат российского  государства  в современный период»

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление 
Введение

Аппарат (механизм) государства есть та организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным  и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное “вещество”, из которого оно состоит. Можно сказать, что "механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства". Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. Изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Актуальность курсовой работы связана  в первую очередь с тем, что  современный государственный аппарат  в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это  время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть общие характеристики и структуру аппарата российского государства в современный период.

Для достижения этой цели, я поставила перед собой ряд  задач:

    1. изучить понятия аппарата государства;
    2. рассмотреть основные элементы государственного аппарата;
    3. изучить принципы организации и деятельности государственного аппарата;
    4. охарактеризовать аппарат российского государства в современный период.

 

Глава I. Общая характеристика государственного аппарата.

1.1. Понятие  и признаки государственного  аппарата.

Государство действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Таким образом, государственный аппарат – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.1

Понятие «государственный аппарат принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства2. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления.  

Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Иными словами, «аппарат является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит», «аппарат суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»3.

В определении понятия, сформулированным выше, как форме мышления, содержащей основные, существенные, наиболее важные признаки этого явления, можно найти ответы, в наиболее полной форме описывающее этот механизм.

Во – первых, механизм государства  представляют собой систему, обладающую в свою очередь признаками целостности (такое свойство, которое основано на том, что существуют единые принципы организации и деятельности) и иерархичности. Иерархичность подразумевает структурную организацию, первичными элементами (частями) которой являются государственные органы и учреждения, связанные между собой субординацией и координацией.

А собственно сознательную деятельность осуществляют государственные служащие (чиновники, управленцы). В ее обеспечение  необходимы орудия (учреждения) принуждения  – вооруженные отряды людей, тюрьмы и проч., в соответствии с техническим уровнем эпохи. Собственно, при помощи такого механизма и осуществляется власть и выполняются функции государства.

Структура механизма государства  различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:

1. этап развития, на котором находится  государство (механизм первых  государств был слабым, неразвитым);

2. особенности исторического развития  страны, события того или иного  исторического периода;

3. размеры территории;

4. национальный состав населения  (так, в многонациональных государствах  есть органы, занимающиеся решением  национальных проблем);

5. географическое положение страны;

6. научные открытия, технические  изобретения и их использование в практической деятельности людей. Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим.

Между функциями государства и  его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.

Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Поскольку механизм государства, обладая определенной структурой, состоит из соответствующих органов, логично его познание начать с анализа понятие и существенных признаков его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления.

Признаки аппарата государства.4

    1. Все государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие механизм государства, создаются и действуют на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов.
    2. Это единая иерархическая постоянно действующая система органов, учреждений, должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.
    3. Первичными структурными частями (элементами) аппарата государства являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие (чиновники различных уровней и рангов), а  в выборных органах и иных учреждениях – депутаты, сенаторы, судьи и т. д.
    4. Для обеспечения государственно-властных полномочий в состав механизма государства входят органы принуждения с их вещественными придатками, соответствующими техническому уровню каждой эпохи – вооруженные отряды людей, вооружение, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
    5. Посредством аппарата государства практически осуществляется государственная власть, выполняются функции государства.

Таким образом, государственный  аппарат – это специально созданная  постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Функции и задачи, присущие государству непосредственно осуществляются посредством деятельности его аппарата. То есть государство функционирует через свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурных подразделениях.

1.2. Понятие органов государства и государственных учреждений. Их основные характеристики.

Задачи и функции государства  осуществляются посредством деятельности его механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует как объективная  реальность не иначе, как через свой механизм, через те или иные входящие в этот механизм государственные органы и работающих в них государственных служащих. Поскольку механизм государства состоит из соответствующих органов, логично начать его рассмотрение с анализа понятия и признаков государственного органа.

Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения.

Государственный орган понимается как относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией). Государственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата.

Совокупность властных полномочий органа государства определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Так, орган законодательной власти наделяется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи - обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.

К числу наиболее существенных признаков  государственного органа относятся  следующие:

1. Государственный орган наделен  государственно-властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции. В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки.

2. Государственный орган как  часть механизма государства  обладает определенной экономической  и организационной обособленностью  и самостоятельностью.

Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключения возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими его органами, когда для совершения определенных действий или принятия решений требуется согласие других органов. Например, законы, принимаемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

Предусмотренное конституцией или  законом согласие, одобрение действий или решений государственного органа другим органом не лишает его самостоятельности. Другой орган вправе одобрить или не одобрить соответствующий документ, но он не может вносить в него какое-либо изменения, дополнения. Ибо ответственность за решение несет принявший его орган, и только он может внести необходимые коррективы в свой документ.

3. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы. Из этого следует, что функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства.

4. Для выполнения своих функций  государственные органы располагают необходимыми материальными средствами.

 Для осуществления своей компетенции государственный орган "наделяется определенными материальными средствами. Имеет в пользовании здание, организационную технику, транспортные средства, расчетный счет в банке и необходимые денежные ресурсы. В процессе реализации имущественных прав государственный орган выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные отношения, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

5. Физическим воплощением государственного  органа являются люди, из которых  состоит данный орган, — отдельное  лицо или группа, коллектив людей.

Информация о работе Аппарат российского государства в современный период