Аппарат российского государства в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть общие характеристики и структуру аппарата российского государства в современный период.
Для достижения этой цели, я поставила перед собой ряд задач:
изучить понятия аппарата государства;
рассмотреть основные элементы государственного аппарата;
изучить принципы организации и деятельности государственного аппарата;
охарактеризовать аппарат российского государства в современный период.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика государственного аппарата. 4
1.1. Понятие и признаки государственного аппарата. 4
1.2. Понятие органов государства и государственных учреждений. Их основные характеристики. 7
1.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 12
Глава II. Структура государственного аппарата в современный период. 17
2.1. Президент Российской Федерации 18
2.2. Органы представительной и законодательной власти 21
2.3. Органы исполнительной власти 24
2.4. Судебная власть 26
2.5. Прокуратура Российской Федерации 28
2. 6. Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. 30
Заключение 32
Использованная литература 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно ст.11 (п.3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 п.2 Конституции РФ).

Принцип законности заключается в осуществлении всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с Конституцией РФ, законами и подзаконными актами, согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Согласно п.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России. Данный принцип содержит также такие требования, как: верховенство закона; гарантия прав и свобод граждан; особая ответственность органов государства с государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; пресечение любых нарушений закона, неотвратимость ответственности за совершенные правонарушения и т.д.

Рассмотренные общие принципы организации  и деятельности механизма государства, выраженные в Конституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию  во второй группе принципов, закрепленных в федеральных конституционных  законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации":

- верховенство Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

- обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

- профессионализм и компетентность  государственных служащих;

- гласность в осуществлении  государственной службы;

- ответственность государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, за неисполнение  либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- внепартийность государственной  службы; отделение религиозных объединений  от государства;

- стабильность кадров государственных  служащих в государственных органах. 

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Таким образом, к основным принципам организации и деятельности государственных органов относятся: принцип народовластия, принцип гуманизма, принцип разделения властей, принцип федерализма и принцип законности. Эти принципы лежат в основе построения и функционирования государства.

 

Глава II. Структура государственного аппарата в современный период.

Тесная взаимосвязь функций  государства и его механизма  обусловливает необходимость структурно-функционального  подхода к изучению государственного механизма.

Структурно-функциональный подход – одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма  современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов – государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ  (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

 

 

2.1. Президент Российской Федерации

С принципом разделения властей  вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент  России является гарантом Федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент России в соответствии с  Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации.

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства).

Президент избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики7.

Конституционный статус Президента реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).

Президент РФ, как глава Федерального государства, вправе контролировать президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо политических объединений, это правозащитник всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов8.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения  Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. В статус Президента РФ также входит его право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время пребывания в них.

В Конституции заложена необходимая система “сдержек и  противовесов”, способствующая сбалансированному  взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения 9 .

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, в независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. Как глава государства Президент Российской Федерации представляет Россию внутри страны и в международных отношениях 10.

Конституция определила требования, которым должен отвечать кандидат в  Президенты: прежде всего кандидат в Президенты должен обладать необходимым жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран это достаточно низкий возрастной уровень.

Президент Российской Федерации обладает огромной властью и полномочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложилась нетипичная форма правления – суперпрезидентская республика, характерная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.

Этот вывод обусловливают два  обстоятельства;

1. Россия по форме правления  не относится к «чисто» президентским  или, тем более, парламентским  республикам. Не относится она  и к полупрезидентским республикам, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республики. В России есть отдельные признаки президентской республики, но нет ни одного признака парламентской.

2. В России существуют все  признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической  литературе: институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламент не имеет реального контроля над исполнительной властью; глава государства по собственному усмотрению формирует правительство; утверждение парламентом президентских назначений не предусмотрено; правительство не обладает самостоятельностью в своих действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно зависит от президента, который лично назначает судей, и др.

Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Конституции. При этом никакой политической ответственности за ее нарушение не несет. Дело в том, что, согласно ст. 93 Конституции РФ, основаниями отрешения Президента от должности являются совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конституции в этом перечне отсутствует.

Действующая конституция РФ устанавливает  такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая буквально, вызывает удивление: получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не может быть отрешено от должности11.

Таким образом, в настоящее  время можно говорить о том, что  в России сложилась нетипичная форма правления – суперпрезидентская республика. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях. Он избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России.

2.2. Органы представительной и законодательной власти

Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно  действующим органом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации  относятся:

  • рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;
  • изменение границ между субъектами Федерации;
  • утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы.

Информация о работе Аппарат российского государства в современный период