Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:06, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные проблемы становления и развития частного и публичного права в зарубежных странах.
2. Обозначить процесс становления и развития частного и публичного права в России.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава I. Частное и публичное право: исторический аспект …………... 6
1.1 Становление и развитие частного и публичного права в
зарубежных странах…………………………………………… 6
1.2 Становление и развитие частного и публичного права
в дореволюционной и советской России ……………………. 11
Глава II. Частное и публичное право в современной правовой системе 17
1.1 Проблема соотношения и разграничения частного и публичного
права …………………………………………………………….. 17
1.2 Место частного и публичного права в современном российском
праве …………………………………………………………….. 21
Заключение ………………………………………………………………… 27
Библиография ……………………………………………………………... 29
Итак, идея разграничения правовой
материи, являющаяся одной из качественных
характеристик романо-
Следует отметить, что в Западной
Европе, где происходят процессы объединения
различных по своим культурно-историческим,
религиозно-этическим и
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Российское право всегда было специфично в силу его тяготения к традициям. А поэтому его деление на публичное и частное исторически не было выражено отчетливо. Первым памятником светского писаного права Руси XI-XIII вв. является Русская Правда. Ее основу составили правовые обычаи X-XI вв., а также княжеская судебная практика.
Значение Русской Правды состоит в том, что она отразила становление феодальных отношений на Руси в период X-XIII вв. Вместе с тем следует отметить, что субъекты государственно-властных отношений уже выделяются среди других, что является подтверждением укрепления публичных начал в праве.
Частные начала права проявляли себя в том, что самозащита интересов была достаточно распространена: санкционировалась самоуправная реализация уже состоявшегося судебного решения, разрешался самовольный захват присужденной земли, а для поземельных споров устанавливался двухмесячный срок ведения процесса. Сходные нормы содержались в ст. 9,10, 13, 80, 106 Псковской судной грамоты5.
Основным источником права в XIV - XVII вв., помимо княжеского (царского) законодательства, приговоров боярской думы, постановлений Земских соборов и отраслевых распоряжений приказов, были кодифицированные законы: Судебники (1497, 1550 гг.) и Соборное уложение 1649 г.
В Судебнике Ивана III очевидно, отразилось стремление укрепления публичных (государственных) начал в праве. Главной целью Судебника было распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.
Судебник Ивана IV (или Царский судебник) - сборник русского феодального права, утвержденный на Земском соборе 1550 г. и одобренный Стоглавым церковным собором в 1551 г., был направлен на укрепление царской власти и некоторое ограничение власти бояр, являясь потому важным актом в сфере публичного права.
В Соборном уложении 1649 г. укрепились публично-правовые начала. Так, был сделан значительный шаг в развитии уголовно-правовых норм Общей части уголовного права. Также дальнейшее развитие получили нормы Особенной части: наибольшее внимание в них уделялось борьбе с преступлениями, посягавшими на основы феодально-крепостнического строя. Но самыми опасными считались религиозные преступления (гл. 1), такие как «богохульство», «церковная татьба», «совращение в бусурманство».
Как шаг на пути к становлению частного права в России следует расценивать «Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта» (1861 г.) и «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» (1861 г.), способствовавшее становлению широкой частной собственности на землю.
В дореволюционной России отсутствовал общий для отрасли гражданского права кодификационный акт. Проект Гражданского уложения, подготовка которого началась еще в конце XIX в., при всех его несомненных достоинствах так и не стал законом: этому помешала вначале Первая мировая война, а потом Октябрьская революция.
Первый Гражданский кодекс России был принят только 31 октября 1922 г. В нем отсутствовали прямые указания на то, что именно составляет предмет гражданского права, однако там было немало положений, которые закрепляли безусловный приоритет государственной собственности (в том числе государственных предприятий) и соответственно устанавливали различного рода ограничения частного капитала.
Второй Гражданский кодекс (1964 г.) уже включал в себя специальные статьи, посвященные обязательствам, возникавшим из актов планирования, приоритет плана по отношению к договорам, признавал возможность использования юридических лиц «социалистическими организациями» и лишь в случаях, специально предусмотренных законодательством, - другими организациями.
С развитием в России теории правового государства возросло внимание и к вопросу о разграничении частного и публичного права, исследованном в историческом аспекте Ю.А. Тихомировым. Отметим, что в то время шла упорная борьба с мировоззрением славянофилов, не признававших никаких правовых гарантий и вместо них выдвигавших религиозно-моральные идеи - единение царя и народа, государственной власти и мнения земель. По мнению С. Котляревского, государство возвышается над правом, хотя право имеет догосударственную историю в связи с союзами людей. Но государство как субъект права должно признавать и других субъектов права - граждан, их объединения. Тогда сложится равновесие между властвованием и самосохранением подвластного, что, естественно, не потребует разграничения частного и публичного права как ориентированных на различные интересы6.
В продолжающейся
дискуссии по вопросу о применимости
деления советского права на публичное
и частное обнаружились три точки
зрения. Первая из них заключалась
в признании деления права
на публичное и частное как
свойственное всякому праву. Например,
Я.А. Берман различал два типа правового
регулирования - частноправовое и
публично-правовое. Публично-правовое
регулирование «заключается в установлении
сложной системы высших и низших,
подчиненных и соподчиненных
органов с планомерным
М.М. Агарков предпочитал говорить о публичном и частном праве как о двух областях субъективных прав. При социализме вследствие изменений в характере права собственности изменяются границы между обеими областями, но права личности продолжают целиком относиться к области частного права.
Сторонники
второй точки зрения деление права
на публичное и частное считали
неприменимым как к буржуазному
праву в период империализма, так
и к советскому. Применительно
к советскому праву это деление
А.Г. Гойхбаргу представлялось неуместным,
поскольку «преобладающая часть
хозяйственной деятельности сосредоточена
в руках государственных
Третья точка зрения о противопоставлении системы буржуазного права с присущим делением на публичное и частное системе советского права исходила из ленинского указания: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное...»8 Приверженцем ее был П.И. Стучка, который утверждал, что «для нас, стоящих на точке зрения права как системы общественных отношений, такое деление на частное и публичное право, конечно, устарело. Но оно еще вполне соответствует условиям буржуазного общества, точке зрения буржуазии, где именно деление человека на гражданина и частного человека является основным результатом революции»9.
В дальнейшем
признание неприменимости деления
советского права на публичное и
частное стало еще более
Тотальность идеологии советского государства в сфере права получила свое естественное выражение в безоговорочном монополизме публичного права и полным отсутствием как явления и понятия частного права.10
В период
коренных изменений нашей
Разновидностью модификаций правопонимания в современный период является «формула нового права», предложенная B.C. Нерсесянцем. Развивая свои прежние представления о различении права и закона и критически оценивая советский период правового развития с его отрицанием гражданина как субъекта права, методами тоталитаризма и уравниловки, он предлагает «материализовать» правоспособность каждого гражданина, путем преобразования социалистической собственности в гражданскую собственность, когда реальным собственником становится каждый, а не отдельные лица. Тогда и равная индивидуальная собственность уже не является частной собственностью11.
При подобной трактовке права в нем как бы обостряется противостояние «частного» и «публичного» и одновременно намечается их сближение на новой гуманистической основе - положении о приоритете обеспечительного механизма реализации закона, о расширении самоопределения субъектов общественных отношений и пределов их выбора.
Глава II. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
1.1 ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
Проблема соотношения и разграничения частного и публичного права всегда представляло собой непростую проблему. Дело в том, что частное право не может обойтись без использования ряда императивных правил, в том числе запретов, в известной мере ограничивающих самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Такие ограничения могут устанавливаться в интересах как отдельных групп лиц, например, экономически более слабых участников, так и в общих (всеобщих) интересах.
В сфере частноправового регулирования императивный характер носят главным образом правила, определяющие правовой статус (положение) участников имущественных отношений и правовой режим принадлежащих им различных имущественных прав, т.е. статику (состояние) частноправовых отношений. Например, законом, а не волей отдельных лиц определяется возраст, с которого гражданин может самостоятельно участвовать в гражданских правоотношениях. В общественных (публичных), а не только в частных интересах предусматривается порядок создания и исчерпывающий (закрытый) перечень видов юридических лиц, а также обязательная государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; законом, а не соглашением сторон устанавливается содержание вещных, исключительных и корпоративных имущественных прав. Следовательно, далеко не все нормы частного права диспозитивны (не говоря о том, что и сами диспозитивные нормы права тоже остаются общеобязательными и в этом смысле принудительными правилами поведения).
Исторический опыт свидетельствует, что частное право и основные частноправовые начала (принципы), например, такие, как свобода договора нигде и никогда не действовали в "чистом виде", наоборот, они всегда подвергались тем или иным публично-правовым ограничениям, по характеру и степени которых выделяются различные виды (типы) правовых систем.
В этой связи уместно привести слова крупнейшего отечественного цивилиста дореволюционного времени И.А. Покровского, который писал: «не подлежит никакому сомнению, что государство может и даже обязано ограничивать, т.е. вводить в известные рамки, индивидуальную свободу и в этом смысле приносить индивидуальные интересы в жертву общественным. Но, спрашивается, безгранична ли власть государства в этом отношении? Может ли оно предъявлять к индивиду всякие требования, какие только найдет нужным в интересах "общего блага", или же есть такие стороны личного существования, в которые никакое внешнее вторжение недопустимо?"12