Федеральный закон как источник конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание

Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие источников конституционного права 5
Глава 2. Нормативный акт как источник конституционного права 8
Глава 3. Понятие федерального закона 11
Глава 4. Виды федеральных законов 16
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Копия ФЗ как источник КП.docx

— 64.85 Кб (Скачать документ)

Федеральные конституционные  и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания главой Российского государства.

Вопросы о конституционных  поправках и пересмотре Конституции, которым посвящена ее девятая глава (ст. 134-137), как и в большинстве демократических правовых государств с более или менее жесткой конституцией, относятся к компетенции учредительной власти, наделенной особыми полномочиями для внесения поправок в Конституцию и для ее пересмотра, т.е. для принятия новой Конституции. Демократическая учредительная власть в РФ осуществляется либо высшими органами законодательной власти, но в особом порядке, либо также в расширенном составе, с участием региональных органов законодательной власти и т. п., а на заключительном этапе таких процедур – специально избранными с данной целью учредительными органами (конституционными собраниями) либо даже всенародными голосованиями (референдумами).

Потребность в конституционных  изменениях (реформах) может возникать в связи со всесторонним развитием общества, из борьбы за то или иное решение актуальных проблем жизни народа, из стремления восполнять пробелы, исправлять недостатки текста Конституции, повышать эффективность конституционного регулирования, обеспечивать все более строгое соблюдение ее положений о правах и свободах граждан, обязанностях государства, его органов публичной власти, их должностных лиц и т. д.

Особый порядок осуществления  конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ необходим, так как она, в отличие от иных законов и правовых актов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие применяется на всей территории России, ей не должны противоречить законы и иные правовые акты в РФ, а соблюдать ее обязаны органы публичной власти, должностные лица, граждане и их объединения.

Вместе с тем очень  важно обеспечивать стабильность Конституции  РФ, используя для этого все  предусмотренные ею возможности (толкование Конституции Конституционным Судом, издание федеральных конституционных законов и т. д.), даже внося в нее необходимые изменения. Именно поэтому Конституция устанавливает ряд гарантий своей стабильности. Одной из них является предусмотренный главой 9 довольно сложный порядок внесения поправок в Конституцию и тем более ее пересмотра.

Прежде всего это выражает ст. 134, определяющая первый этап рассматриваемого процесса. Она устанавливает по сравнению с правом законодательной инициативы более узкий по составу и закрытый перечень субъектов права конституционной (учредительной) инициативы, т.е. права вносить предложения, подлежащие обязательному рассмотрению компетентными органами в установленной процедуре. Согласно закрытому перечню субъектов этого права, оно принадлежит только: Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а так же группам численностью не менее одной пятой полного законного состава каждой из палат Федерального Собрания.

Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку в  общей форме многие предписания  этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекают из содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений гл. 3-8 может потребовать соответствующих поправок в гл. 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции. Поэтому установленный в ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9.

ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к  Конституции РФ» был принят 4 марта 1998 г. Закон определил, что предложения о поправках к Конституции должны содержать предлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либо положение об их исключении из Конституции. Закон РФ о поправке Конституции РФ принимается последовательно двумя третями голосов в Государственной Думе и тремя четвертями голосов в Совете Федерации. Одобренный такими органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.

Законы о поправках к Конституции – особый вид нормативных актов, существование которых предопределил Конституционный Суд РФ своим толкованием ст. 136 Конституции РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г.9 Законы о поправках имеют ряд особенностей в сравнении с иными источниками права. Прежде всего, особенности заключаются во временном характере автономного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию.

Законы о поправках в Конституцию, в свою очередь, представлены в трех разновидностях: законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ; законы о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.

Указанные три разновидности  законов о поправках Конституции  различаются по их содержанию и порядку принятия; но имеют одинаковый предмет регулирования – отношения, характеризующие фактическую Конституцию общества; и имеют одинаковую юридическую силу, совпадающую с юридической силой самой Конституции.

На практике подобные акты пока отсутствуют. Но это не является основанием для того, чтобы отказаться от их оценки как возможной формы конституционного права. При этом нельзя не согласиться с Е.И. Козловой, указавшей на временный характер данного акта. Он имеет значение только до момента внесения введенной им поправки в Конституцию РФ, после чего поглощается последней10. При этом закон о поправках к Конституции РФ обладает большей юридической силой по сравнению с федеральными конституционными и федеральными законами. В то же время указанный закон имеет меньшую юридическую силу, нежели Конституция РФ, поскольку Конституция РФ принималась на референдуме, а для данной категории законов такой порядок принятия не предусматривается.

 

 

Заключение

 

Итак, мы убедились, что федеральные законы занимают видное место в массиве  источников ведущей отрасли права. Это наиболее распространенная форма  установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

В завершение отметим, что федеральный закон  как источник конституционного права обладает такими чертами, как нормативная определенность, универсальность; регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующиеся стабильностью и устойчивым характером; является базисом для построения системы подзаконных нормативных правовых актов. Федеральный закон, в отличие от всех иных (подзаконных) актов, не обозначает в своем титуле название принявшего его органа, т. е. представительного органа. Так, если другие акты обозначаются как Указ Президента, Постановление Правительства и т. п., то закон не именуется законом Государственной Думы или представительного органа субъекта Федерации. По действующей Конституции закон именуется: федеральный конституционный закон, федеральный закон или закон Российской Федерации. Сказанное означает, что закон – акт, напрямую выражающий государственную волю.

Такие свойства федерального закона позволяют сделать  вывод о его ведущей роли в системе источников конституционного права. В этой связи для науки конституционного права необходима дальнейшая разработка и изучение сущности федерального закона, его роли среди иных источников конституционного права и правовой системы России в целом. 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Рос. газ. – 2009. – 21 янв.
  2. По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации : Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П // Рос. Газ. – 1995. – 9 ноября.
  3. О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ : федер. закон Рос. Федерации от 17 дек. 2001 г. // Рос. Газ. – 2001. – 20 дек.
  4. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания : федер. закон Рос. Федерации от 14 июня 1994 г.  // Рос. Газ. -  1994. – 15 июня.
  5. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ : федер. закон Рос. Федерации от 4 марта 1998 г. // Рос. Газ. – 1998. – 10 марта. 
  6. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. / С. А. Авакьян. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : Инфра-М, 2010
  7. Авдеенкова М.П. Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций: В 9 тт. Т. 1. Основы теории конституционного права / М. П. Авдеенкова, Ю. А. Дмитриев. М.: Издательство «Весь мир», 2005. – 384 с.
  8. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. – М., Издательство БЕК, 1998. – 519 с.
  9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М. В. Баглай. – 8-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2009. – 800 с.
  10. Егорова Н.Е. К вопросу о предмете правового регулирования федерального закона как источника конституционного права России // Журнал российского права. 2008. – № 11. – С. 43 - 53.
  11. Егорова Н.Е. Федеральный закон в системе источников конституционного права РФ // Журнал российского права. – 2009. № 2. – С. 133 - 140
  12. Кокотов А.Н. Конституционное право России : курс лекций / А.Н. Кокотов – М.: Проспект. – 2011. – 296 с.
  13. Колесников Е.В. Закон как основной источник конституционного права Российской Федерации // Личность и власть: Конституционные вопросы: Межвузовский сборник научных работ. – 1995. – С. 94-101
  14. Колесников Е.В. Источники Российского конституционного права / Е.В. Колесников ; Министерство общего и профессионального образования РФ. Сарат. гос. акад. права. – науч. изд. – Саратов: Изд-во Саратовской гос. акад. права, 1998. – 195 с.
  15. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Абрамова А.И., Азарова Е.Г., Андриченко Л.В. [и др.]; Редкол.: Л.А. Окуньков (председатель) [и др.]; Подгот. Ин-том законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. – М.: БЕК, 1994. - 437 с.
  16. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Т.Е. Абова, Е.Б. Абросимова, В.К. Андреев [и др.]; Под общ. ред. Б.Н. Топорнина [и др.] – М.: Юрид. лит., 1994. - 623 с.
  17. Котелевская И.В.; Тихомиров Ю.А. Конституция и закон в нашей жизни / Правл. о-ва "Знание" России. - М., 1993. - 48 с.
  18. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства / С.А. Котляревский – М.: Тип. «Мысль» Н. П. Меснянкин и Ко, 1915. – 421 с. 
  19. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации / О.Е. Кутафин – М.: Юристъ, 2002. - 348 с. - (Res cottidiana)
  20. Тихомиров Ю.А. Публичное право : Учеб. для юрид. фак. и вузов / Ю.А. Тихомиров – М.: БЕК, 1995. - 485 с.
  21. Фарбер И.Е., Рыжевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права / И.Е. Фарбер, В.А. Рыжевский  – Саратов : Приволжское книжное изд, 1967. – Т.1. – 318 с.

1 Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998. С. 478

2 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. С. 16

3 Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967. С. 71-72.

4 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 169

5 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 149-177; Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 167.

6 Котляревский С. А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915. С. 112 

7 По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации : Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П // Рос. Газ. – 1995. – 9 ноября.

8 Определение от 27 июня 2000 г. № 92-О // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117

9 По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации : Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 № 12-П // Рос. Газ. – 1995. – 9 ноября.

10 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России, М.: Проспект, 2009. С. 19

 


Информация о работе Федеральный закон как источник конституционного права