Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 17:48, курсовая работа
Целью данной работы является исследование формы государства и ее правового закрепления на примере Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
* изучить понятие формы государства;
* проанализировать понятие формы правления, изучить ее виды и правовое закрепление;
* дать определение форме государственного устройства, проанализировать ее виды и правовое закрепление;
* подвергнуть изучению государственный режим.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие формы правления...........................................................................5
2. Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.......................7
3. Форма государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление............................................................................................................17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление............................................................................................24
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................33
Чрезмерно
централизованное государство облекает
себя на неэффективность, несоразмерно
децентрализованное устройство, как
указывал еще Макиавелли, чревато
распадом государства13. Подобная
проблема как никогда актуальна сегодня
для Российской Федерации, так как в ней
реальная картина далека от классических
ясных форм государственного устройства:
избрание руководства исполнительной
власти в республиках сочетается с назначением
представителей Президента РФ в восьми
округах самим Президентом России. Известная
«многоэтажность» и неравноправие субъектов
федерации позволяют до известной степени
говорить о фактическом унитаризме или
в лучшем случае об «асимметричной» федерации
с сильным креном в сторону национальных,
этнических и других особенностей. А ведь
асимметрия в правовом статусе субъектов
не может не сопровождаться асимметрией
прав граждан. Человек, живущий в области,
где избиратели не имеют контроля за местной
исполнительной властью, пользуется меньшими
правами, чем граждане национальных республик,
где такой контроль существует.
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.
Политический
режим – понятие более широкое,
поскольку оно включает в себя
не только методы управления государством,
но и характерные способы
Государственный
режим характеризует в первую
очередь отношение между
Какие
виды политических режимов существуют?
Их очень много, поскольку на ту или
иную разновидность политического
режима оказывают влияние множество
факторов: сущность и форма государства,
характер законодательства, фактические
полномочия государственных органов
и юридические формы их деятельности,
соотношение общественно-
Так,
периоду рабовладения присущи деспотические,
теократически-монархические, аристократические,
олигархические режимы, режим рабовладельческой
демократии. Во времена феодализма
характерными были режим абсолютистский,
режим своеобразной «феодальной
демократии», клерикально-феодальный,
милитаристско-полицейский или
Итак,
государственные режимы могут быть
демократическими и антидемократическими
– тоталитарными и
Демократические государственные режимы. Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических государственных режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-политические и экономические права граждан, независимо от пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.
Демократический
государственный режим может
предусматривать прямое участие
населения в решении
Демократический
государственный режим означает
гарантированность
Демократический государственный режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно над ее наиболее опасными организованными формами.
Антидемократические государственные режимы. Отличаются большим разнообразием и антидемократические государственные режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких-либо политических прав и свобод, резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам, низкий экономический уровень жизни основных слоев населения, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике
Исследование государственных режимов, динамики их развития в современном мире является одной из важных функций политической науки, имеет не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире, в начале ХХI века, идут интенсивные процессы превращения тоталитарных и авторитарных режимов в демократические, переплетения элементов традиционных и современных форм государственных режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации14.
В России официально провозглашен демократический режим.
Демократическая сущность российского государства закрепляется уже с первых строк Конституции: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Демократический характер России проявляется, прежде всего, в том, что в тексте Конституции РФ определяются цели демократического развития страны. Ими в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являются признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также установление обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Термин
«высшая ценность» применяется
не случайно. Человек, его права и
свободы есть тот самый исходный
момент, вокруг которого строится вся
остальная регламентация
Демократия в России строится также на основе следующих закрепленных в Конституции РФ принципов: народовластие (ст. 3), политический и идеологический плюрализм (ст. 13), разделение властей (ст. 10).
Народовластие выражается в признании многонационального народа РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ. Свою власть народ осуществляет в трех основных формах:
–
в форме государственной
– в форме общественной власти, представляющей собой власть общественных объединений и групп граждан;
– в форме местного самоуправления, сочетающего в себе черты государственной и общественной власти.
Одной
из форм непосредственной демократии,
в свою очередь, является референдум.
Референдум Российской Федерации –
всенародное голосование
1)
об изменении статуса субъекта
(субъектов) Российской
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании (ч. 7 ст. 80 ФКЗ «О референдуме РФ»).
Для
полноценного механизма реализации
власти народа немаловажное значение
имеет и местное
Принцип
политического и
Принцип
разделения властей предполагает создание
в РФ государственных органов, предназначенных
для исполнения трех основных функций
государственной власти – законодательной,
исполнительной и судебной. Законодательная
деятельность, которая предусматривает
принятие законов, осуществляется высшим
представительным органом – парламентом,
состоящим из двух палат Федерального
Собрания (верхней – Совет Федерации
и нижней – Государственная Дума).
Исполнение законов и исполнительно-
Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации