Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 17:48, курсовая работа
Целью данной работы является исследование формы государства и ее правового закрепления на примере Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
* изучить понятие формы государства;
* проанализировать понятие формы правления, изучить ее виды и правовое закрепление;
* дать определение форме государственного устройства, проанализировать ее виды и правовое закрепление;
* подвергнуть изучению государственный режим.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие формы правления...........................................................................5
2. Форма правления: понятие, виды и правовое закрепление.......................7
3. Форма государственного устройства: понятие, виды и правовое закрепление............................................................................................................17
4. Государственный (политический) режим: общая характеристика и правовое закрепление............................................................................................24
Заключение.............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................33
Однако, став, в конечном счете, по своему характеру президентской республикой, Россия по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.
Сочетание
признаков президентской и
Форма
государственного устройства – это
элемент формы государства, характеризующий
внутреннюю структуру государства,
его административно-
С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.).
Унитарное
( от лат. «унус» – один) – простое,
единое государство, части которого
являются административно-
Федерация (от лат. «федус» – союз ) – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют и высшие органы и законодательства субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.
Федерации могут быть построены по территориальному (США), либо по национально-территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена лишь с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов, другая субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.
Признаки федерации:
1.Территория
федерации не представляет
2.
Субъект федерации, как
3.
Для федерации характерны
Федерацией, в частности, является и Россия. Принцип федерализма занимает непоследнее место в закреплении демократической сущности РФ. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что Россия, помимо прочего, является федеративным государством. Российская Федерация состоит из частей – субъектов РФ – обладающих статусом государственных образований. На практике данный принцип реализуется в том, что субъекты РФ:
–
образуют свою систему органов
– равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ);
– Конституция разграничивает полномочия (предметы ведения) между РФ и субъектами РФ (ч. 3 ст. 11, ст.ст. 71, 73 Конституции РФ).
В ст. 5 Конституции РФ содержатся основные принципы федеративного устройства России: государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в РФ, равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Государственная целостность РФ, в свою очередь, обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ); единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (по смыслу ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ); единым гражданством РФ (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ); отсутствием у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия РФ, поскольку односторонние решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности, единству системы государственной власти (по смыслу положений ст. 66 Конституции РФ).
Единство
системы государственной власти
выражается в наличии единого
органа или системы органов, составляющих
в совокупности высшую государственную
власть. С юридической точки зрения,
единство системы государственной
власти состоит в том, что совокупная
компетенция государственных
Реализую принцип
Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е., прежде всего, на избрание формы своей государственности. На сегодняшний момент согласно ст. 65 Конституции РФ в России имеются: 21 республика, 1 автономная область и 5 автономных округов.
Равноправие
субъектов РФ во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной
власти означает, что все субъекты
Федерации обладают одинаковыми
правами в своих
Имеющая
место конфедерация (от лат. «конфедерацио»
– сообщество) не относится к
форме государственного устройства,
а является формой объединения
суверенных государств, координирующих
свою деятельность по каким-то вопросам.
Конфедерация не обладает суверенитетом,
ибо отсутствуют общий для
объединившихся субъектов государственный
аппарат и единая система законодательства.
В рамках конфедерации могут создаваться
союзные органы, но лишь по тем проблемам,
ради решения которых они
Появилась
новая форма ассоциированного государственного
объединения, названная содружеством
государств. Примером является СНГ
(Содружество Независимых
Кроме
вышеназванных форм в истории
имели место и некоторые
Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.
История знает самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного единения и союзов публичного права: личная и реальная уния, вассалитет и сюзеренитет, содружества наций и государств, отношений доминионов и метрополий, торговые союзы и военные блоки и т.п.
Форма
государственного устройства тесно
связана не только с публичной
властью, но и с еще одним существенным
свойством государства –
Один
из важнейших вопросов при любой
форме государственного устройства
– это распределение полномочий
между центром и периферией, создание
условий и механизмов, позволяющих
минимизировать межэтнические и
межрегиональные конфликты, обеспечить
социально-экономические и
Какие из рассмотренных выше форм государственного устройства являются оптимальными? Казалось бы, унитарное единое, централизованное государство наилучшим образом противостоит сепаратистским устремлениям, однако многолетние конфликты в Ольстере (Великобритания), у басков (Испания), у тамилов (Цейлон) и другие дают примеры совсем нередких исключений из правила.
Федеративное
государственное устройство тоже не
будет достаточно стабильным, если
отдельные субъекты в силу своего
этнического состава имеют
Информация о работе Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации