Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:43, курсовая работа
В теории государства и права, равно как и в некоторых общественных науках, рассматривается проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства. Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи. Множество теорий связано не только со сложностью государства как социального явления, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность затрагивает интересы различных социальных классов.
Для такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Для изучения формы государства, раскрытия ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организации» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом.
«Форма – содержание» индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Вот почему форму государства можно определить как такое устройство государства, в котором проявляются его основные характеристика и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение формы государства 4
Глава 2. Форма правления 5
2.1. Монархия 5
2.2. Республика .9
Глава 3. Форма внутригосударственного (территориального) устройства.. 13
3.1. Унитарное государство 13
3.2.Федерация 15
3.3. Конфедерация 17
Глава 4.Политический (государственно-правовой) режим 20
4.1 Демократический режим 23
4.2 Антидемократический режим 23
4.3 Режим чрезвычайного положения 25
Глава 5. Форма государства в Российской Федерации 27
Заключение 32
Список источников и литературы. 33
Приложение 34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Курганский
институт государственной и
(филиал)
УрАГС
Кафедра
государственного права
Форма государства: понятие, основные элементы
и их характеристика
Курсовая работа
?
Студента курса Ю-6, группы Ю-66
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
Преподаватель:
Тараборин Р.С.
к.ю.н., доцент
УрАГС
Курган
2011
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение формы государства 4
Глава 2. Форма правления 5
2.1. Монархия 5
2.2. Республика .9
Глава 3. Форма внутригосударственного (территориального) устройства.. 13
3.1. Унитарное государство 13
3.2.Федерация 15
3.3. Конфедерация 17
Глава 4.Политический (государственно-правовой) режим 20
4.1 Демократический режим 23
4.2 Антидемократический режим 23
4.3 Режим чрезвычайного положения 25
Глава 5. Форма государства в Российской Федерации 27
Заключение 32
Список источников и литературы. 33
Приложение 34
В
теории государства и права, равно
как и в некоторых общественных
науках, рассматривается проблема формирования
и функционирования особой формы
общественной жизни человека – государства.
Существует множество весьма разнообразных
теорий, по-разному объясняющих
Для
такого сложного социального института,
как государство в
Для изучения формы государства, раскрытия ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организации» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом.
«Форма
– содержание»
Истории известно большое разнообразие форм государственного устройства.1 Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы.2 Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. 3
Форма
государства, т. е. устройство государственной
власти, ее организация, в содержательном
отношении выступает в разных
аспектах. Во-первых, это определенный
порядок образования и
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу меду буржуазией и феодалами. Следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы.
Форма правления зависит от того, где находится верховная власть, а верховная власть является законодательной (невозможно предположить, чтобы низшая власть предписывала высшей или чтобы кто бы ни было, кроме верховной власти, издавал законы).5
Форма
правления показывает, как образуются
высшие органы, что они собой представляют,
на каких началах взаимодействуют.
Форма правления также
Таким
образом, форма правления раскрывает
способ организации верховной
Существует
две основные формы правления
– монархия и республика. Их верховные
органы отличаются друг от друга по
порядку образования, и по составу,
и по компетенции.6
2.1.
Монархия
Монархией
можно назвать такое
Термин «монархия» - греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Так, в Спарте существовало два царя. Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних к формам правления, последние доставались еще во многом неразработанными. Аристотель ничего не пишет о республике, реальные монархии на первых порах были значительно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин (сенатом и собранием курий в Риме). Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее – жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.7
Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная общенародным представительством (парламентом).
Каковы
общие черты монархической
При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти, при ограниченной – посредством или с обязательным содействием каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований – монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную», тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом.
В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере представительного органа гарантируется полномочием вотировать бюджет.9
Информация о работе Форма государства: понятие, основные элементы и их характеристика