Форма государства: понятие, основные элементы и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых общественных науках, рассматривается проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства. Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи. Множество теорий связано не только со сложностью государства как социального явления, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность затрагивает интересы различных социальных классов.
Для такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Для изучения формы государства, раскрытия ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организации» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом.
«Форма – содержание» индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Вот почему форму государства можно определить как такое устройство государства, в котором проявляются его основные характеристика и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение формы государства 4
Глава 2. Форма правления 5
2.1. Монархия 5
2.2. Республика .9
Глава 3. Форма внутригосударственного (территориального) устройства.. 13
3.1. Унитарное государство 13
3.2.Федерация 15
3.3. Конфедерация 17
Глава 4.Политический (государственно-правовой) режим 20
4.1 Демократический режим 23
4.2 Антидемократический режим 23
4.3 Режим чрезвычайного положения 25
Глава 5. Форма государства в Российской Федерации 27
Заключение 32
Список источников и литературы. 33
Приложение 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 69.31 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от степени ограничения  демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

     Авторитарный  режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов  и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства  или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной  власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие –  незаконным ограничением прав и свобод граждан. Возможностью запрещения политических партий.

     Тоталитарный  режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми  сферами жизни общества, огосударствлением  общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь  граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением  или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной  «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов  личности.34

     Фашистский  режим – это тоталитаризм в  его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается  по типу пирамиды, на вершине которой  стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует  демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации  и учреждения, опирается в своей  деятельности на массовый идеологический и физический террор. Фашизм – это  явление ХХ в. Впервые он возник в 1919г. в Италии, где после захвата власти в 1922г. фашистами установилась соответствующая диктатура, которая просуществовала до 40-х годов. В 1920г.  в Германии была организована национально-социалистическая рабочая партия во главе с А.Гитлером, которая в 1933г. победила путем на всеобщих выборах, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила режим кровной фашистской диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских режимов не существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.35

4.3. Режим чрезвычайного положения

 

     От  политического режима как особой формы государства необходимо отличать режим чрезвычайного положения, представляющий собой особый правовой режим деятельности органов государственной  власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и  свобод граждан и прав юридических  лиц, а также возложение на них  дополнительных обязанностей.

     Чрезвычайное  положение является временной мерой  и может вводиться исключительно  в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя. В любом демократическом  государстве правовые основы введения режима чрезвычайного положения  устанавливаются Конституцией и  специальным законом. В настоящее  время в Российской Федерации  правовое регулирование режима чрезвычайного  положения осуществляется в соответствии со ст. 56 Конституции РФ и Законом  РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991г.

     Основаниями введения чрезвычайного положения  могут быть:

     а) попытки насильственного изменения  конституционного строя; массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием; межнациональные  конфликты; блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

     б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии,  крупные аварии,  ставящие

под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 5. Форма государства в Российской Федерации

 

     При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе  о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская  или парламентская республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в ХIХ в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства. Придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

     Форма правления, т.е. порядок организации  и взаимоотношений высших органов  государства, зависит от многих факторов: соотношение социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

     Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряженность  обусловили то факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления  установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей.

     Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентской республики, состоящие в том, что Государственная  Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

     Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной  и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной  власти в целом.

     Наконец, в-третьих, уникальность России как  федерации не может не быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства.37

     Территориальная организация государственной власти в России – одна из острейших  проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения  между деятельностью федеральной  власти по обеспечению территориальной  целостности, единства государства  и стремлением регионов к большей  самостоятельности.

     Всякие  перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное  усиление федеральной  власти, неправомерность ее действий в данной сфере – путь к централизму  и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут  стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки  и практики – найти такую форму  государственного устройства, при которой  естественное стремление регионов к  самостоятельности не будет создавать  угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при  подготовке и принятии Федеративного  договора и Конституции Российской Федерации.

     Российское  государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном  правовом фундаменте. Механизмом регулирования  и самонастройки федеративных отношений  выступают двусторонние договоры между  органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой  Татарстан) о разграничении предметов  ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономны округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов

Российская  Федерация занимает первое место  в мире. Большое число таких  субъектов может привести к неуправляемому качеству. Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации. Конституция разграничивала предметы ведения и полномочия между органами государственной власти и субъектов на три группы:

     1) предметы ведения Федерации;

     2) предметы ведения субъектов Федерации;

     3) предметы ведения Федерации и ее субъектов.

     Гармонизация  федеральных отношений требует  гибкой политики межнационального согласия. В этих елях разрабатывается концепция  государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных  конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетных мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.38

     Политическая  обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного  политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и  политический режим может развиваться  по одному из нескольких вариантов.

     В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его  социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995гг. показали, что такие праволиберальные группировки, «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения.

     Весьма  перспективен в  нашей стране социал-демократический  вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для  него  характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти,  умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане – это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

     Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики  к государственно-правовому регулированию. Этот режим бог бы иметь прочную  социальную базу. Вместе с тем социал-демократические  партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных  и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности  пока слабо реализуются.39

     На  основе взаимодействия социал-демократических  и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут  стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

     Не  исключена в России и жесткая  диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

     Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в  Российском государстве, покажут время  и степень мудрости россиян.40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В заключение еще раз хотелось бы рассмотреть  форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести  наиболее справедливую (по современным  понятиям) и эффективную ее разновидность.

Информация о работе Форма государства: понятие, основные элементы и их характеристика