Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:43, курсовая работа
В теории государства и права, равно как и в некоторых общественных науках, рассматривается проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства. Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи. Множество теорий связано не только со сложностью государства как социального явления, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность затрагивает интересы различных социальных классов.
Для такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Для изучения формы государства, раскрытия ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организации» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом.
«Форма – содержание» индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Вот почему форму государства можно определить как такое устройство государства, в котором проявляются его основные характеристика и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение формы государства 4
Глава 2. Форма правления 5
2.1. Монархия 5
2.2. Республика .9
Глава 3. Форма внутригосударственного (территориального) устройства.. 13
3.1. Унитарное государство 13
3.2.Федерация 15
3.3. Конфедерация 17
Глава 4.Политический (государственно-правовой) режим 20
4.1 Демократический режим 23
4.2 Антидемократический режим 23
4.3 Режим чрезвычайного положения 25
Глава 5. Форма государства в Российской Федерации 27
Заключение 32
Список источников и литературы. 33
Приложение 34
В
парламентарных монархиях (современная
Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные
главой государства министры зависят
от вотума доверия парламента, монарх
имеет право отлагательного вето,
лишь в отдельных случаях, предусмотренных
законом, распускает парламент. Повеления
монарха приобретают
Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления, считавшуюся в советский период некоей политико-правовой окаменелостью, не следует «списывать» как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР некоторые страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», «стоит над политическими страстями, он не принадлежит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх – «символ единства нации и стабильного правового порядка». Нередко обращаются к позитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.
Разумеется,
при этом нужно помнить, что монархия
– это, по выражению философа И. А.
Ильина, «органическая» форма правления,
требующая религиозных начал, особой
общественно-психологической
Республика – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся с избирателями и ответственны перед ними.12
Республиканская
форма правления зародилась в
рабовладельческих
В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).13
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительства и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламент ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победивший не парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).14
Достоинством
парламентарной республики является единство
высших эшелонов власти, поскольку
глава исполнительной власти (премьер-министр)
и его кабинет назначаются
и контролируются парламентом, точнее,
парламентским большинством. До тех
пор, пока правительство располагает
поддержкой большинства законодателей,
оно выполняет свои функции, не исключая
и представления
Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство – не неустойчивость.
Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.15
Президентская
республика – это форма правления,
где президент непосредственно
при определенном парламентском
контроле формирует правительство,
которое несет перед ним
Президентская
республика, как форма правления,
характеризуется в первую очередь
тем, что избранный глава
Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х г.г. ХХ в.) подчеркивают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией.
Президентская
форма правления, в свою очередь,
не является безупречной. Во-первых, в
отличие от парламентской формы
правления, она таит в себе возможности
трений во взаимоотношениях исполнительной
и законодательной ветвей власти
и провоцирования конституционного
кризиса. Вероятность последнего особенно
возрастает. Если президент и парламентское
большинство принадлежит к
Во-вторых,
едва ли существует оптимальный способ
избрания президента. Любой из них
имеет свои сильные и слабые стороны.
Требования меньшинства и введение
пропорционального
Глава
3. Форма внутригосударственного (территориального)
устройства
Под
формой государственного устройства понимают
административно –
Все страны обладают обязательным признаком – территорией, т.е. пространством, на котором и формируется особая организация публичной власти, именуемая государством. Последнее отличается от себе подобных степенью централизации полномочий и прерогатив в собственных руках.
По уровню самостоятельности составных частей и степени централизованности власти в юридической географии мира выделяют унитарные государства, к которым возможно отнести примерно 170 современных стран, и федерации, насчитывающие в своем списке 25 государств.
Унитарное
государство – форма
В таких государствах следует выделить:
В унитарных государствах вводится единое гражданство, проводится общая для страны денежная, финансовая и кредитная политика. Сказанное относится к классическому, так называемому простому унитарному устройству государства.
Однако в современном мире насчитывается достаточно значительное число стран, которые не вписываются в представленную схему, поскольку во свое составе имеют автономные образования. Последние следует понимать как самоуправляющиеся территориальные единицы в рамках унитарного государства, пользующиеся определенной самостоятельностью, степень которой регулируется конституцией страны и общегосударственными законами.
Страны,
имеющие в своем составе те
или иные формы автономии, относятся
к сложным унитарным
С одной стороны, среди них могут быть выделены государства, которые представляют самоуправление отдельным свои территориям, как правило, отдаленным, нередко островным либо полуостровным частям страны, в остальном же оставаясь весьма централизованной формой государственного устройства.19
Достоинство
унитарного государства заключается
в том, что оно простое, располагает
всей полнотой власти.20
3.2.
Федерация
Федерация – форма территориального устройства страны, представленная отдельными государственными образованиями, которые в целом составляют единое союзное государство.
Федерации
не строились по какому-то определенно
заданному образцу. Их появление
и распад обуславливались сложным
взаимосвязанным комплексом внешних
и внутренних причин. Первые федеративные
государства возникли в результате
союза будущих субъектов (штатов,
провинций, территорий, кантонов). Их следует
отнести к территориальным
Федерации
также строятся по национальному
либо территориально-национальному
признаку. Создание национальных федеративных
государств обусловлено необходимостью
учета многонационального состава
населения отдельных
Информация о работе Форма государства: понятие, основные элементы и их характеристика