Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:12, курсовая работа
В последнее время много говорится о государстве, о построении государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что, же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5
2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 8
3.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ПРИЗНАКИ 19
4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Глава правительства (премьер - министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Индию и др.11
Президентская республика - одна из разновидностей современной
формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической
президентской республикой
Президентская форма правления в различных странах имеет свои
особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.12
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В
странах Латинской Америки
В
современном цивилизованном обществе
принципиальных различий между формами
не существует. Их сближают общие задачи
и цели.
3
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ПРИЗНАКИ
Следующим элементом формы государства является форма государственного устройства.
Форма
государственного устройства - это
национальное
История существования государства свидетельствует
о том, что во всех века разные государства
отличались друг от друга внутренним строением
(структурой), т.е. способом территориального
деления (административно-
В
строго научном смысле федерацией называют
союз государств, основанный на договоре
или конституции. Поэтому федерация
возможна только там, где объединяются
самостоятельные государства. При этом
федеральные конституции устанавливают,
в чем именно политически срастающиеся
малые государства сохраняют свою "самостоятельность"
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения
этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными
государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
Исторически сложились три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).14
Итак,
первый из трех видов формы государственного
устройства: унитарное государство.
Унитарное
государство.
Унитарное
государство - это единое цельное государственное
образование, состоящее из административно-
Унитарное государство
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие
по численности
национальности, широко допускает национальную
- все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.16
Унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства – федераций и конфедеративных государственных союзов.
В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также
существует,
но это явление не носит столь значительного
и всеобъемлющего характера, как раньше.
Унитарная форма характерна для небольших
(так как небольшая территория легко управляема
с помощью обычных административных методов),
однонациональных (из-за отсутствия необходимости
осуществления права каждого народа на
самоопределение
и самостоятельное государственное строительство),
а также для монархических государств
(в связи с традициями). Примерами могут
служить Польская республика, Италия,
Япония и др. Кроме того, унитарная форма
государственного устройства характерна
для государственных образований, являющихся
субъектами, какой - либо федерации. Так,
любая республика
в составе Российской Федерации является
государством с унитарной формой правления.
Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.17
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3.
Субъекты федерации имеют
и судебные органы.
4.
В большинстве федерации
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).18
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.