Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:12, курсовая работа
В последнее время много говорится о государстве, о построении государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что, же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5
2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 8
3.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ПРИЗНАКИ 19
4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных
государственных образований.
Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.
Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.19
Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).
В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:
-территориальные (союзное государство);
-национальные (союз государств);
-территориально-
Основное различие между территориальными и национальными
федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.
1) Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
- центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.
- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
- управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
2) Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:
- субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения
и, соответственно, его культурой;
- национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
- все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
- высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
-
в основе национальной федерации лежит
право наций
3)
Территориально-национальная федерация:
существуют государственные устройства,
где органически сочетаются признаки
и территориальной, и национальной федерации
(Россия). Специфика такого государства
состоит в необходимости не только интегрировать,
Конфедерация.
Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.).
Конфедеративное государство (конфедерация) - (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти
и управления (например, Швейцария).21
Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов.
В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- нет ни общих государственных органов власти, ни единой армии, ни единой системы налогов, ни единого государственного бюджета, а специальные объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и др.);
- сохраняется гражданство членов конфедерации, хотя режим перемещения граждан между их территориями значительно упрощен;
- возможна договоренность о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также о единой кредитной политике на период существования конфедерации;
-
конфедеративные государства недолговечны,
так как они либо распадаются по достижении
общих целей (Германский союз 1815-1867 гг.,
Австро-Венгрия 1867-1918 гг.), либо превращаются
в федерации
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются
основными,
однако, еще существует особая форма ассоциированного
государственного объединения, именуемая
содружеством. Здесь суверенные, независимые
государства выступают по отношению к
объединениям в качестве "ассоциированных
участников". Эта форма показала свою
жизнеспособность
в Западной Европе в виде Европейского
Сообщества. При существовании экономических
предпосылок (общего рынка) и единой правовой
среды (создаваемой, в частности, судом
ЕС в Люксембурге), происходит углубление
государственной интеграции, что может
выразиться в переходе
В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, собенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми
признаками союзного (федеративного) государства.
4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ)
РЕЖИМ
Иногда наряду с политическим режимом говорят о государственном режиме - составной части политического режима, совокупности способов и методов фактического осуществления власти именно государственными органами, а не общественными объединениями (например, партиями). Другая точка зрения: государственный режим - это специфика организации власти в парламентарных республиках и монархиях. Тогда различают министериальный режим (например, в Великобритании), и парламентский режим (например, в ФРГ). В Великобритании центром власти является правительство (кабинет). Дело в том, что двухпартийная система Великобритании предполагает, что победившая на парламентских выборах партия единолично формирует правительство. Лидер партии становится премьер-министром, сохраняя при этом положение партийного лидера. Все политические решения принимаются кабинетом, а парламент в силу партийной дисциплины всегда поддерживает решения премьера. В ФРГ существует не министериальный, а парламентский режим. Центром власти является не канцлер и правительство, а бундестаг. В силу особенностей существующей там пропорциональной системы ни одна из партий не получает абсолютного большинства и не может самостоятельно сформировать правительство. Две крупные партии (социал-демократическая и блок ХДС/ХСС), для того чтобы сформировать правительство, вынуждены вступить в коалицию с одной из двух мелких партий (свободными демократами или зелеными). Лидер большой партии обычно становится канцлером, а лидер маленькой - министром иностранных дел. Однако реально все важнейшие политические решения принимаются в бундестаге, а не в правительстве. Коалиция в любой момент может распасться и тогда бывший союзник может выйти из коалиции, что повлечет отставку правительства, лишившегося поддержки в парламенте.22
Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный
режим - важнейшая составная часть политического
режима, существующего в обществе. Политический
режим - понятие более широкое, поскольку
оно включает в себя не только методы государственного
властвования, но и характерные способы
деятельности негосударственных политических
организаций (партии, движения, клубы,
союзы). Приведенное определение позволяет
выделить следующие признаки данного
феномена:
1. Политический режим, прежде всего, зависит
от того, какими методами
в государстве осуществляется политическая
власть. Если это методы убеждения, согласования,
законности, парламентаризма, если применяется
только правовое принуждение, то налицо
прогрессивный, демократический режим.
Когда же на первый план выходят методы
насилия, в государстве складывается режим
реакционный, антидемократический. Существуют
режимы, где в той или иной степени сочетаются
оба начала.
2. В каждой стране политический режим
определяется соотношением, раскладом
политических сил. В странах, где существует
устойчивый баланс политических сил или
достигнуто долговременное национальное
согласие, результатом такого согласия
является стабильный политический режим.
Но если в стране верх берут, то одни, то
другие силы, политический режим постоянно
изменяется.
В
зависимости от демократизма форм и
методов осуществления
- демократическими;
- антидемократическими (тоталитарными, авторитарными).23
Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия, и демократия; для феодализма - и неограниченная власть феодала, монарха и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной
действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.