Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:12, курсовая работа
В последнее время много говорится о государстве, о построении государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что, же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5
2.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ 8
3.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ПРИЗНАКИ 19
4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Не смотря на то, что идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, присущие той или иной его разновидности.
Антидемократические режимы:
Авторитарный режим отличается тем, что:
- народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью;
- вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;
- устраняется оппозиция (иногда формально разрешается деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов);
- решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;
- личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над
гражданином.
С глубокой древности известны деспотические и тиранические
разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран - с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается, прежде всего, на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании - на все население.
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.24
При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем;
-правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти, объединяющей (при отсутствии независимого правосудия) и законодательную, и исполнительную власти в одном органе;
-крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан;
-бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению;
-милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима.
Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.
Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-
правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются, при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении»). Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.25
Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д.
Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.
Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность
исполнительного аппарата;
- управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей;
- устанавливаются демократические методы властвования (ограничиваются различного рода императивные запреты, расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм), примат права над государством.
Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.
Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы.
В
последнее время в
Следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость
между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии.
Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский - общинный и азиатский - единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.27
История
знает различные формы
В
России наиболее важные отечественные
традиции - общинность, соборность, державность
(государственность), патриотизм, социальная
справедливость, приоритетная ценность
труда, духовность. Традиционный идеал
(менталитет) народов России - сильное
централизованное государство, способное
обеспечить необходимый порядок, целостность
общества, защитить страну от иноземных
нашествий. Державность включает в себя
ратную службу государству, готовность
защитить его суверенитет. Российскому
менталитету не присуще противопоставление
общества государству; общинность
и державность сглаживали противоречия,
отчужденность между государством и человеком.
Общественное мнение справедливо считало
государство политическим институтом,
объединяющим в единое целое многонациональный
народ России, обеспечивающим мир в стране.
Причем Российское государство исторически
возникло и развивалось как русское государство,
национальным стержнем которого был русский
народ. Именно русский народ, всегда объединявший
многонациональные народы страны, был
носителем традиции сильного, активно
функционирующего государства. Именно
русский народ традиционно играл в истории
Российского государства великую роль
объединяющего все народы, стабилизирующего,
укрепляющего государство фактора. Вековые
монархия и самодержавие породили другую
традицию - патернализм. Он выражается
в насаждении в общественном сознании
идеи
о непогрешимости носителя верховной
власти, его обожествлении
и одновременно в неограниченном произволе,
бесправии и рабстве подданных, отрицании
свободы и демократии. В Российском монархическом
государстве восточно-деспотического
типа уважительного отношения к праву
и закону сложиться не могло, не было в
нем и условий для утверждения демократической
законности. И все же свежие ветры перемен
доходили
и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном
сознании набирала силу идея установления
в России конституционно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренные мною формы государства (форма правления, форма государственного устройства, государственный (политический) режим) хоть и различны, но все, же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру, истории известны случаи напряженной борьбы за республику, против монархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании, в ряде стран Арабского Востока. В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.
Таким образом, взятые в единстве три организации государственной власти образуют форму государства. В процессе развития государства имеется диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации этого содержания. Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой.
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на ее активную служебную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства. Это противоречие решается в пользу, в конечном счете, в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти.
С
научной точки зрения невозможно
такое положение, при котором форма государства
оставалась бы неизменной, несмотря на
изменение содержания этого государства.
Форма государства обслуживает вполне
определенное содержание и прекращается
с ликвидацией данного содержания. В процессе
исторического развития государственности
происходит постоянный процесс сбрасывания
старой формы, процесс ее постоянного
обновления, диктуемый объективными законами
развития политической борьбы в обществе
и изменения классового содержания государственной
власти.