Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 12:59, курсовая работа
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
I. Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственно-
го устройства , политический режим ).
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V. Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI. Заключение.
VII. Библиография.
Власть в центре
и на местах принадлежит не крупным
феодалам, а чиновникам , которые
могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную
жизнь в эпоху абсолютизма приобретает
более цивилизованные формы , получает
юридическое закрепление , хотя
по - прежнему имеет принудительную направленность
. В истории такими странами были Россия
XVII - XVIII века и Франция до революции 1789
года.
Конституционная
монархия представляет собой такую
форму правления , при которой
власть монарха значительно ограничена
представительным органом . Обычно это
ограничение определяется конституцией
, утверждаемой парламентом. Монарх же
не в праве изменить конституцию .
Как форма правления
, конституционная монархия возникает
в период становления буржуазного
общества . Формально она не утратила
своего значения в ряде стран Европы
и Азии и до настоящего времени ( Англия
, Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная
монархия характеризуется следующими
основными признаками :
* правительство
формируется из представителей
определенной партии ( или партий
), получивших большинство голосов на
выборах в парламент ;
* лидер партии
, обладающий наибольшим числом
депутатских мест , становится главой
государства ;
* в законодательной
, исполнительной и судебной
* законодательные
акты принимаются парламентом
и формально подписываются
* правительство
согласно конституции несет
Примерами такой
монархии можно считать - Великобританию,
Бельгию , Данию и др.
При дуалистической
монархии государственная власть
носит двойственный характер . Юридически
и фактически власть разделена между
правительством , формируемым монархом
, и парламентом. Правительство в
дуалистических монархиях формируется
независимо от партийного состава в парламенте
и не ответственно перед ним. Монарх при
этом выражает преимущественно интересы
феодалов , а парламент представляет буржуазию
и другие слои населения. Подобная форма
правления существовала в кайзеровской
Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко
.
В некоторых
государствах монарх возглавляет не
только светское, но и религиозное
управление страной . Такие монархи
носят название теократические ( Саудовская
Аравия ).
Такова краткая
характеристика основных разновидностей
монархической формы государственного
правления .
2.2. Республика
Республика - это
такая форма правления , при которой
верховная власть осуществляется выборными
органами , избираемыми населением
на определенный срок .
Общими признаками
республиканской формы правления являются
:
* существование
единоличного и коллегиального
главы государства ;
* выборность
на определенный срок главы
государства и других
* осуществление
государственной власти не по
своему велению , а по поручению народа
;
* юридическая
ответственность главы
* обязательность
решений верховной государственной власти.
Республиканская
форма правления в
Насчитывается
несколько основных разновидностей
республиканского правления . В свою
очередь они делятся по форме государственного
устройства на :
*
парламентарные
*
президентские
Парламентская
республика - разновидность современной
формы государственного правления
, при которой верховная власть
в организации государственной жизни
принадлежит парламенту .
В такой республике
правительство формируется
Как правило , глава
государства в подобных республиках
избирается парламентом либо специально
образуемой парламентской коллегией
. Назначение парламентом главы государства
является главным видом парламентского
контроля над исполнительной властью.
Процедура избрания главы государства
в современных парламентарных республиках
неодинакова . В Италии , например , президент
республики избирается членами обеих
палат на их совместном заседании , но
при этом в выборах участвуют по три депутата
из каждой области , избранных областным
советом . В федеративных государствах
участие парламента в избрании главы государства
, также разделяется с представителями
членов федерации . Так в Германии президент
избирается федеральным собранием , состоящим
из членов бундестага , и такого же
числа лиц , выбираемых ландагами земель
на началах пропорционального представительства
. Выборы главы государства в парламентарной
республике могут осуществляться и на
основе всеобщего избирательного права
, что характерно для Австрии , где президент
избирается сроком на шесть лет.
Глава государства
в парламентарной республике обладает
полномочиями : обнародует законы , издает
декреты , назначает главу правительства
, является верховным главнокомандующим
вооруженными силами и т.д.
Глава правительства
( премьер - министр , председатель совета
министра , канцлер ) назначается , как
правило , президентом. Он формирует
возглавляемое им правительство , которое
осуществляет верховную исполнительную
власть и отвечает за свою деятельность
перед парламентом . Наиболее существенной
чертой парламентарной республики является
то , что любое правительство лишь тогда
правомочно осуществлять управление государством
, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией
парламента является законодательная
деятельность и контроль за исполнительной
властью . Парламент обладает важными
финансовыми полномочиями , поскольку
он разрабатывает и принимает
государственный бюджет , определяет
перспективы развития социально-экономического
развития страны , решает основные вопросы
внешней , в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского
правления представляет собой такую структуру
высших органов государственной власти,
которая реально обеспечивает демократизм
общественной жизни, свободу личности
, создает справедливые условия человеческого
общежития , основанные на началах правовой
законности . К парламентарным республикам
можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции
1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию ,
Индию и др.
Президентская
республика - одна из разновидностей современной
формы государственного правления
, которая наряду с парламентаризмом
соединяет в руках президента
полномочия главы государства и
главы правительства .
Наиболее характерные
черты президентской республики
:
* внепарламентский
метод избрания президента и
формирования правительства ;
* ответственность
правительства перед
* более широкие
, чем в парламентарной республике
, полномочия главы государства .
Классической
президентской республикой
Президентская
форма правления в различных
странах имеет свои особенности.
Во Франции президент избирается
всеобщим голосованием . Избранным
считается кандидат , получивший абсолютное
количество голосов . Такой же порядок
избрания президента установлен в России
в 1991 г.
Характерным для
всех президентских республик , несмотря
на их разнообразие , является то , что
президент либо совмещает полномочия
главы государства и главы правительства
и участвует в формировании кабинета или
совета министров ( Франция , Индия ) . Президент
наделяется и другими важными полномочиями
: как , правило , он имеет право роспуска
парламента , является верховным главнокомандующим
, объявляет чрезвычайное положение , утверждает
законы путем их подписания , нередко представительствует
в правительстве , назначает членов Верховного
суда .
В цивилизованных
странах президентскую
В странах Латинской
Америки часто встречаются “
суперпрезидентские республики “ . Эта
форма правления - практически независимая
, слабо контролируемая законодательной
и судебной властью . Это особый конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским
управлением.
В современном
цивилизованном обществе принципиальных
различий между формами не существует
. Их сближают общие задачи и цели
.
III. Форма государственного
Форма государственного
устройства - это национальное и
административно-
В отличии от
форм правления организация
Форма государственного
устройства показывает:
* из
каких частей состоит
* каково
правовое положение этих
* как
строятся отношения между
* в
какой государственной форме
выражаются интересы каждой
По форме государственного
устройства все государства можно
подразделить на три основных группы
:
- унитарное
;
- федеративное
;
- конфедеративное
.
3.1.Унитарное государство
Унитарное государство
- это единое цельное государственное
образование , состоящее из административно-
Унитарное
государство характеризуется
* унитарное
устройство предполагает единые
, общие для всей страны высшие исполнительные
, представительные и судебные органы
, которые осуществляют верховное руководство
соответствующими органами ;
* на
территории унитарного
* составные
части унитарного государства
( области , департаменты , округа , провинции
, графства ) государственным суверенитетом
не обладают ;
* унитарное
государство , на территории которого
проживают небольшие по