Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Содержание

I. Введение.


1. Форма государства( форма правления , форма государственно-

го устройства , политический режим ).

II. Форма правления.


2.1. Монархия

2.2. Республика


III. Форма государственного устройства.


3.1. Унитарное

3.2. Федеративное

3.3. Конфедеративное

IV. Форма политического режима.


4.1. Антидемократический

4.2. Демократический

V. Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима.



VI. Заключение.

VII. Библиография.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1 .doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным  феодалам, а   чиновникам , которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое  закрепление , хотя  по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года. 

Конституционная монархия представляет собой такую  форму правления , при которой  власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это  ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию . 

Как форма правления , конституционная монархия возникает  в период становления буржуазного  общества . Формально она не  утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.). 

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками : 

* правительство  формируется из представителей  определенной партии ( или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент ; 

* лидер партии , обладающий наибольшим числом  депутатских мест , становится главой  государства ; 

* в законодательной  , исполнительной и судебной сферах  власть монарха фактически отсутствует  , она является символической; 

* законодательные  акты принимаются парламентом  и формально подписываются монархом ; 

* правительство  согласно конституции несет ответственность  не  перед монархом , а перед  парламентом . 

Примерами такой  монархии можно считать - Великобританию, Бельгию , Данию и др. 

При дуалистической монархии  государственная власть носит двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между  правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в  дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко . 

В некоторых  государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное  управление страной . Такие монархи  носят название теократические ( Саудовская Аравия ). 

Такова краткая  характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления . 

2.2. Республика 

Республика - это  такая форма правления , при которой  верховная власть осуществляется выборными  органами , избираемыми населением на определенный срок . 

Общими признаками республиканской формы правления являются : 

* существование  единоличного и коллегиального  главы государства ; 

* выборность  на определенный срок главы  государства и  других верховных  органов государственной власти ; 

* осуществление  государственной власти не по своему велению , а по поручению народа ; 

* юридическая  ответственность главы государства  в  случаях , предусмотренных  законом ; 

* обязательность  решений верховной государственной власти. 

Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась , приобретала новые черты,  все больше наполнялась демократическим содержанием . 

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на : 

*              парламентарные 

*              президентские  

Парламентская республика - разновидность современной  формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту . 

В такой республике правительство формируется парламентским  путем из числа депутатов , принадлежащих  к тем партиям , которые располагают  большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности   . Оно остается до тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов . 

Как правило , глава  государства в подобных республиках  избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение парламентом главы государства  является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова . В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным собранием , состоящим из членов бундестага , и  такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет. 

Глава государства  в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. 

Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра , канцлер ) назначается , как  правило , президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство , которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед  парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием парламента. 

Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями , поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет , определяет перспективы  развития социально-экономического развития страны , решает основные вопросы внешней , в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности , создает справедливые условия человеческого  общежития , основанные на началах правовой законности . К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и др. 

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства . 

Наиболее характерные  черты президентской республики : 

* внепарламентский  метод избрания президента и  формирования правительства ; 

* ответственность  правительства перед президентом  , а не перед  парламентом  ; 

* более широкие  , чем в парламентарной республике , полномочия  главы государства . 

Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки . В  соответствии с конституцией США , в  основе которой лежит принцип  разделения властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному суду . Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования ( выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом , из лиц принадлежащих к его партии . 

Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием . Избранным  считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов . Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г. 

Характерным для  всех президентских республик , несмотря на их разнообразие , является то , что  президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в правительстве , назначает членов Верховного суда . 

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей  нормально функционирует законодательная и судебная власти . Эффективно действующий механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских республиках , способствует возможности гармоничного функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти. 

В странах Латинской  Америки часто встречаются “  суперпрезидентские республики “ . Эта  форма правления - практически независимая , слабо контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. 

В современном  цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует . Их сближают общие задачи и цели . 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

                        III. Форма государственного устройства . 

  

Форма государственного устройства - это национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными местными органами государственного управления , власти . 

В отличии от форм правления организация государства  рассматривается с точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства . 

Форма государственного устройства показывает: 

*     из  каких частей состоит внутренняя  структура государства ; 

*     каково  правовое положение этих частей  и каковы взаимоотношения   этих органов ; 

*     как  строятся отношения между центральными  и местными государственными  органами ; 

*     в  какой государственной форме  выражаются интересы каждой нации  , проживающей на этой территории . 

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на  три основных группы : 

- унитарное  ; 

- федеративное ; 

- конфедеративное  . 

  

  

  

                            3.1.Унитарное государство  

  

Унитарное государство - это единое цельное государственное  образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. 

 Унитарное  государство характеризуется следующими  признаками: 

*     унитарное  устройство предполагает единые , общие для всей  страны высшие исполнительные , представительные и судебные  органы , которые осуществляют верховное руководство  соответствующими органами ; 

*     на  территории унитарного государства  действует одна конституция, единая  система законодательства , одно гражданство ; 

*     составные  части унитарного государства  ( области , департаменты , округа , провинции  , графства ) государственным суверенитетом  не  обладают ; 

*     унитарное  государство , на территории которого  проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ; 

Информация о работе Форма государства