Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 12:59, курсовая работа
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
I. Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственно-
го устройства , политический режим ).
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V. Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI. Заключение.
VII. Библиография.
* все
внешние межгосударственные
* имеет
единые вооруженные силы , руководство
которыми осуществляются центральными
органами государственной власти .
Различия в
степени и формах контроля центральной
власти над местными органами управления
позволяют говорить о централизованных
и децентрализованных унитарных государствах
, но эти различия касаются узкой сферы
управления .
К унитарным
государствам относятся такие государства
, как Франция , Турция , Япония , Финляндия
.
Федерация - представляет
собой добровольное объединение ранее
самостоятельных государственных образований
в одно союзное государство .
Федеративное
государственное устройство неоднородно
. В различных странах оно имеет
свои уникальные особенности , которые
определяются историческими условиями
образования конкретной федерации и прежде
всего национальным составом населения
страны, своеобразием быта и культуры
народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем
можно выделить наиболее общие черты
, которые характерны для большинства
федеративных государств:
1. Территория федерации состоит
из территорий ее отдельных
субъектов : штатов , кантов , земель
, республик и т.д.
2. В союзном
государстве верховная
3. Субъекты федерации
имеют право принятия
4. В большинстве
федерации существуют союзное
гражданство и гражданство
5. При федеральном
государственном устройстве в
парламенте имеется палата , представляющая
интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую
Федерации строятся
по территориальному и национальному
признаку , который в значительной
мере определяет характер , содержание
, структуру государственного устройства
.
Территориальная
федерация характеризуется
Конфедерация -
это временный юридический союз
суверенных государств , созданный
для обеспечения общих
При конфедеративном
устройстве государства - члены конфедерации
сохраняют свои суверенные права , как
во внутренних , так и во внешних делах
.
В отличии от
федеративного устройства конфедерация
характеризуется следующими чертами
:
*
конфедерация не имеет своих общих
законодательных , исполнительных и судебных
органов , в отличии от федерации ;
*
конфедеративное устройство не
имеет единой армии , единой
системы налогов , единого государственного
бюджета ;
*
сохраняет гражданство тех государств
, которые находятся во временном союзе
;
*
государства могут
Как правило
конфедеративные государства не долговечны
, либо они распадаются , либо превращаются
в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867
) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда
в 1781 году была законодательно утверждена
конфедерация .
1.Формы государственного режима
Формы государственного
режима - представляют собой совокупность
способов и методов осуществления
власти государством .
Государственный
режим - важнейшая составная часть
политического режима , существующего
в обществе . Политический режим -понятие
более широкое , поскольку оно включает
в себя не только методы государственного
властвования , но и характерные способы
деятельности негосударственных политических
организаций ( партии , движения , клубы
, союзы ).
Государственные
режимы могут быть демократическими и
антидемократическими ( тоталитарные
, авторитарные , расистские). Поэтому основным
критерием классификации государств по
данному признаку является демократизм
форм и методов осуществления государственной
власти . Для рабовладельческих государств
характерны и деспотия и демократия ; для
феодализма - и неограниченная власть
феодала , монарха и народное собрание
; для современного государства - и тоталитаризм
, и правовая демократия .
Идеальных демократических
форм государственного режима в реальной
действительности не существует . В том
или ином конкретном государстве присутствуют
различные по своему содержанию методы
официального властвования . Тем не менее
можно выделить наиболее общие черты ,
присущие той или другой разновидности
государственного режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические
режимы - характеризуются следующими
признаками :
* определяет
характер государственной
* антидемократический
режим характеризуется полным( тотальным
) контролем государства над
* ему
свойственно огосударствление всех общественных
организаций ( профсоюзов , молодежных
, спортивных и др. );
* личность
в антидемократическом
* реально
действует примат государства
над правом , что является следствием
произвола , нарушением законности
, ликвидации правовых начал в
общественной жизни ;
* всеохватывающая
милитаризация общественной
* игнорируют
интересы государственных образований
, особенно национальных меньшинств
;
* не
учитывает особенностей
Антидемократический
режим может устанавливаться
как при монархической , так и
при республиканской форме
4.2.Демократический режим
Демократический
режим складывается в правовых государствах.
Они характеризуются методами существования
власти , которые реально обеспечивают
свободное развитие личности , фактическую
защищенность ее прав , интересов .
Конкретно режим демократической власти
выражается в следующем :
Þ режим представляет
свободу личности в экономической
сфере , которая составляет основу
материального благополучия общества
;
Þ реальная гарантированность
прав и свобод граждан , их возможность
выражать собственное мнение о политике
государства , активно участвовать в культурных
, научных и других общественных организациях
;
Þ создает
эффективную систему прямого
воздействия населения страны
на характер государственной власти
;
Þ в демократическом
государстве личность защищена от
произвола , беззакония , так как
ее права находятся под постоянной
охраной правосудия ;
Þ власть в
одинаковой степени обеспечивает интересы
большинства и меньшинства ;
Þ основным принципом
деятельности демократического государства
является плюрализм ;
Þ государственный
режим базируется на законах , которые
отражают объективные потребности
развития личности и общества .
История знает
различные формы
V.Причины
и особенности изменения форм
государственного и
Политические
формы современных государств складывались
в течении нескольких столетий .
Эти формы определялись в конечном
счете экономическим строем общества
, его базисом . Большое влияние на
форму государства оказывают исторические
традиции (сохранение монархии в Великобритании
, Швеции , Японии и других странах ), условия
образования государства ( федеративная
форма государства США , Швейцария ) , равно
как и особенности современного развития
данной страны и ее международного положения.
Разнообразие
форм государства еще больше возросло
в результате распада колониальной
системы , когда на политической карте
мира появился ряд молодых суверенных
государств . Перипетии политической
борьбы приводят во многих освободившихся
странах к частой модификации государственных
форм.
Понятие исторического
типа связывается с установлением
законо -
мерной зависимости
классовой сущности государства
и права от
экономических
отношений , которые господствуют в
классовом
обществе на
определенном этапе его развития
.
Рассмотренные
три стороны формы государства
( форма правления , форма государственного
устройства , политический режим ) хоть
и различны , но все же относятся к одному
явлению ,они обладают единством , органически
связаны между собой , взаимообусловлены
в их признаках . В зависимости от конкретно-исторических
условий развития классовая борьба может
развертываться вокруг той или иной стороны
формы организации государственной власти
. Так , к примеру , истории известны случаи
напряженной борьбы за республику , против
монархии , т.е. за изменение формы правления
. В послевоенные годы такая борьба развертывалась
в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран
Арабского Востока . В определенных случаях
на первый план внутриполитического развития
может выдвигаться форма государственного
устройства .