Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим

Содержание

Введение.
Глава I. Форма правления.
1. Монархия.
1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.
1.2. Ограниченная монархия.
1.2.1. Парламентская (конституционная) монархия
1.2.2. Дуалистическая монархия
1.2.3. Нетрадиционные монархии
Республика.
2.1. Парламентская республика.
2.2. Президентская республика.
2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика.
2.4. Нетрадиционные республики.
Глава II. Форма государственного устройства.
1. Унитарное государственное устройство.
2. Федеративное государственное устройство.
2.1.Территориальная федерация.
2.2.Национальная федерация.
2.3.Симметричная федерация.
2.4.Ассимметричная федерация.
2.5.Нетрадиционные федерации
3. Конфедеративное государственное устройство.
4. Нетрадиционные формы государственного устройства.
4.1. Содружество
4.2. Сообщество
4.3. Союз
Глава III. Форма политического (государственного) режима.
1. Демократический режим
1.1. Либеральный режим
2. Недемократические режимы
2.1. Деспотический режим.
2.2. Тиранический режим.
2.3. Авторитарный режим.
2.4. Тоталитарный режим
2.5. Фашистский режим.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

    Концентрация  власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве представителей различных политических партий. Поэтому неотъемлемым элементом парламентской республики является развитая многопартийная система.

    Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, чисто парламентских республик в мире сравнительно немного. Примерами могут стать Италия, Германия, Финляндия, Индия и некоторые другие. Определенное стремление к данной форме правления проявляет Верховная Рада Республики Украина, но в связи с нестабильной обстановкой в политических и экономических вопросах, дело об изменениях в Конституции Украины дальше парламентских дебатов, перераставших в беспорядки, не пошло. 

    1.2.2. Президентская республика

    В отличие от парламентских президентские  республики возникают преимущественно  со слаборазвитой или неразвитой многопартийной системой (США, Россия). Президентская (лат. presidens: буквально – сидящий впереди) республика – это форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства.

    В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. Президент управляет государством посредством руководства деятельностью правительства, парламент же принимает законы, хотя и в этом направлении парламент зависим от президента, т.к. любой закон поступает на подпись главе государства. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью.

    Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентских республиках: правительство формирует президент (но зачастую с согласия парламента), правительство ответственно только перед президентом.

    Иной  моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта Конституции.

    Однако  в государствах с таким устройством  объективно существует большая вероятность авторитарного режима в виде президентского правления (диктатуры), означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого, в президентских республиках на уровне Конституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и противовесов». Президент чаще всего, лишен права роспуска парламента, но парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент - от англ. impeachment – досрочное отрешение от должности). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против парламента, он может наложить вето на законы представленные парламентом ему на подпись, которое в свою очередь может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента. Кроме того, существует судебный контроль за деятельностью президента и др.

    Итак, отличительные черты президентской республики таковы:

  • отсутствие  ответственности правительства  перед парламентом – главный признак;
  • внепарламентский  способ избрания президента (всенародное голосование);
  • внепарламентский  способ формирования правительства.

    Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение. В настоящие время к президентским республикам относятся Соединенные Штаты Америки, Аргентина, Мексика, Бразилия и другие. Вопрос об отнесении в эту же группу России спорен, т.к. согласно Конституции Российской Федерации президент России обладает куда большими полномочиями и возможностями, не

жели  глава государства в классической президентской республике. Однако данный вопрос вынесен в отдельную часть работы и поэтому будет рассмотрен ниже.

 

    

    1.2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика

    Смешанная форма или полупрезидентская  форма республики – эта форма  правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики, а также новые, не известные ни одному из рассмотренных выше типов республики черты. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.

    Особенности этой формы правления заключаются в отсутствии прямой юридической связи между президентом и правительством. Как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство (характерный пример – Россия), которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти, а двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике.

    Одним из признаков, присущих исключительно  республикам смешанного типа правления, является закрепленная в Конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (такое правомочие президента закреплено Конституцией не только России, но и Франции).

    Также стоит отметить, что в смешанной  республике, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и расклада политических сил в стране. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, во Франции и Казахстане – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента. В том числе, президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство. В России этот признак как никакой другой часто проявлялся в конце 90-х годов.

    На  данный момент, смешанная форма республики существует в Российской Федерации, Казахстане, Румынии, Франции и других странах. Традиционно эта форма прижилась в государствах, где авторитет президента, как главы государства наиболее высок и непоколебим.

    1.2.4. Нетрадиционные республики

    В современном мире существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократические республики. Яркий пример такой формы правления – Исламская Республика Иран. Характерной чертой теократической республики является сочетание светской и духовной власти в руках выборного главы государства. По способу выбора главы государства теократическая республика близка к парламентской. До недавнего времени теократической республикой являлся Афганистан, под руководством правительства талибов.

    Для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел. Примерами могут стать такие государства как Заир и Малави, где при провозглашении республики фактически существует абсолютная монархия.

    Долгое  время в отечественной юридической  науке особой формой республики считалась республика Советов. Несмотря на то, что данная форма правления была характерна лишь для нескольких государств «социалистического» типа и является таким же анахронизмом, как абсолютная монархия, тем не менее, она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.

    Характерными  признаками республики советского типа назывались:

  • откровенно классовый характер (диктатура пролетариата);
  • отсутствие разделения властей при полновластии Советов (или иных представительных органов власти)
 
    
  • жесткая иерархия органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии;
  • право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат);
  • реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов (депутаты за редким исключением не порывали связей со своей основной работой, а сами Советы созывались на периодические заседания, а не работали постоянно).

    Сочетание республик советского типа с недемократическим  политическим режимом приводило  в ряде случаев к выхолащиванию  смысла принципа республиканского государственного устройства, поскольку в истории СССР известны случаи, когда сессии Советов не созывались в течение длительного времени и не проводились перевыборы их состава (в годы Великой Отечественной Войны).

    Такими  образом, крах социалистического строя и СССР привел к переоценке характеристических свойств данной формы правления, и на данный момент республика Советов не считается таковой.

    Итак, характеризуя республиканскую форму  правления, нужно сказать, что она  в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти, поскольку по окончании установленного законом срока истекают полномочия избираемых населением органов государственной власти, и вся процедура их формирования повторяется заново. В свою очередь процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования.

 

    

    Глава 2. Форма государственного устройства

    История существования государства свидетельствует  о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями»15.

    При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди  них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.

    Также необходимо добавить, что форма государственного устройства делится на две группы: внутренние и межгосударственные устройства. К внутренним можно отнести унитарную и федеративную форму государственного устройства, а к межгосударственным – конфедерацию. Конфедерация государств не рассматривается, как внутренняя форма государственного устройства, потому что является союзом государств, объединением международно-правового характера с международным договором. Также стоит заметить, что многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, «союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.)»16.

 2.1. Унитарное государственное устройство

    Термин  “унитарное государство” происходит от латинского слова “unus”, что переводиться как один, единственный. «Унитарное государство – целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенитетом»17.

    Лишь  некоторые очень мелкие государства, преимущественно острова в Океании, Карибском бассейне, не делятся на административно-территориальные единицы (Науру в Океании, Бахрейн в Азии, Мальта в Средиземном море, Аруба в Карибском бассейне, Монако в Европе и др.). Остальные унитарные государства подразделяются на простые и сложные. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, Вануату и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа и др.). Автономия (греч. autonomia – сам + закон) – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим не ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена бо́льшая самостоятельность в решении местных вопросов путем передачи ее органам власти части полномочий выше стоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания бо́льших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как  

Информация о работе Форма государства