Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа
Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим
Введение.
Глава I. Форма правления.
1. Монархия.
1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.
1.2. Ограниченная монархия.
1.2.1. Парламентская (конституционная) монархия
1.2.2. Дуалистическая монархия
1.2.3. Нетрадиционные монархии
Республика.
2.1. Парламентская республика.
2.2. Президентская республика.
2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика.
2.4. Нетрадиционные республики.
Глава II. Форма государственного устройства.
1. Унитарное государственное устройство.
2. Федеративное государственное устройство.
2.1.Территориальная федерация.
2.2.Национальная федерация.
2.3.Симметричная федерация.
2.4.Ассимметричная федерация.
2.5.Нетрадиционные федерации
3. Конфедеративное государственное устройство.
4. Нетрадиционные формы государственного устройства.
4.1. Содружество
4.2. Сообщество
4.3. Союз
Глава III. Форма политического (государственного) режима.
1. Демократический режим
1.1. Либеральный режим
2. Недемократические режимы
2.1. Деспотический режим.
2.2. Тиранический режим.
2.3. Авторитарный режим.
2.4. Тоталитарный режим
2.5. Фашистский режим.
Заключение.
Список использованной литературы.
В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента — бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках), другие — нет и т.д. На данный момент только в Австрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки зрения правового положения ее составных частей, близка к идеалу симметричной федерации.
Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) — Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США). В Индии есть шесть «союзных территорий», статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австралии, некоторых других государствах.
Как уже было замечено, и статус самих субъектов может быть неодинаковым. «В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями»21. В Малайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах главы государства. В
России, как отмечалось, в составе федерации есть только субъекты (с разными названиями). Хотя Конституция говорит, что все они равноправны (ст. 5), по той же Конституции их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального значения, автономная область и автономные округа) такими правами не обладают.
Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные и конститутивные федерации.
Правовой
основой большинства
Вместе с тем в основу федерации может быть положен договор. Так называемые договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Особенность договорных федераций проявляется в большей самостоятельности ее субъектов. Основа их правового положения – результат сопряжения воли двух сторон (федерации и ее субъектов), в равной степени способных влиять на изменение содержания договора.
Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с действующей Конституцией (ст. 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа - конституционно-договорных, поскольку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией, но отдельные вопросы разграничения между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании федеративного и иных договоров.
Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей»22. Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.
Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство - член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.
Порядок
вступления в конфедерацию и выхода
из нее определяется входящими в нее государствами
и основан на принципе добровольности
и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации
носит более простой характер, нежели
выход из федерации. Он может производиться
и на основе одностороннего волеизъявления,
имеющего, однако, правовую базу.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. В истории есть и те, и другие примеры: Германский союз (1815 – 1867), Швейцарский союз (1815 – 1848), Австро-Венгрия (1867 – 1918), созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально; и - классический пример – Соединенные Штаты Америки. Штаты Северной Америки были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. В 1787 г. конфедерация стала федерацией, закрепленной конституцией США, действующей по настоящее время. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций являются два фактора. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом неподчинения решениям конфедеративных властей.
Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.
Итак, конфедерация характеризуется следующими чертами:
1.
Конфедерация не имеет общих
законодательных,
2. Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета.
3.
Конфедерация сохраняет
4.
Конфедеративные
5.
Конфедеративные государства
В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки «ставить крест» на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.
2.4.Нетрадиционные формы государственного устройства
Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном мире существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них: содружество, сообщество и союз.
Содружество
Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться:
Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т. п.).
Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав. В основу процесса объединения государств СНГ положены не только военные, экономические и политические цели, но и историческая, этническая и культурная их близость, не характерная для субъектов обычных конфедераций. СНГ создан в условиях столкновения двух противоречивых тенденций – стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их хозяйственно-экономической зависимости друг от друга, явившейся результатом многолетнего совместного развития. Две тенденции - объединительная и разделительная – делают данный союз непрочным, а его субъектов - незавершенными государствами: с одной стороны, ни одно из государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, не может похвастаться своей полной самостоятельностью, т. е. назвать себя полностью суверенным, а с другой – СНГ не является конфедерацией в полном смысле этого слова, поскольку его договорно-правовая основа весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования.
В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.