Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:55, курсовая работа
Темой своей курсовой работы я выбрала "Формы государства", так как эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете и его форма. Различие и своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство, т.е форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Темой своей курсовой работы
я выбрала "Формы государства"
Форма государства, как и его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются неизменными. Под влиянием множества экономических и социально-политических факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Для того, чтобы получить наиболее полное представление о форме какого- либо конкретного государства, надо посмотреть на его устройство с трех сторон, точнее элементов: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
Рассмотрим, что собой представляет каждый из вышеперечисленных элементов.
Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношение с населением.
Формы государственного
правления подразделяются на мо
МОНАРХИЯ - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются.
Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.
Монарх пользуется – титулом (король, царь, император, фараон).
Монарх получает власть, как правило, по наследству. В современных федеративных монархиях , например, в Объедененных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Основное в характеристике монархической форме правления – народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.
Для того, чтобы подчеркнуть верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
Остановимся подробнее на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.
Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв.н.э.).
Эпоха Римской империи подразделяется на два периода - период принципата и период домината.
При принципате
формально еще сохраняются
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период полностью исчезают республиканские учреждения. Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей - сановников. Император открыто провозглашал свое божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно-судебного и военного аппарата.
Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней ее стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение в государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии.
Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.
Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-Саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.
Одновременно формируется аппарат центральной власти. Особенность данного аппарата состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.
Разновидностью
Место и значимость в структуре власти определялись не размером земельных пожалований, а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.
Несмотря на кажущуюся мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни. Создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах. Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгоднее заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.
Итак, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи - она распадается на отдельные изолированные государства.
Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Такие сословно представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.
Сословно-представительное собрание состояло из духовенства, дворянства и представителей так называемого третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев). Это были, как правило, совещательные ограны при монархе, занимающиеся законодательной деятельностью и контролем за финансами. Наряду с центральными органами сословного представительства создавались и местные сословно-представительные органы (провинциальные штаты во Франции, ландтаги отдельных земель в Германии, губские и земельные избы в России).
В зависимости от объема
Главная черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха, отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. В настоящее время абсолютная монархия довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран.
В ограниченных монархиях власть монарха юридически ограничена – как правил, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.
Как форма правления, конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).
Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется
из представителей
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной,
исполнительной и судебной
- законодательные акты
принимаются парламентом и
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).
Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.
Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.
Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах.
В настоящее время «классических»
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
РЕСПУБЛИКА - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного
и коллегиального главы
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений
верховной государственной
власти для всех других
Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.