Автор работы: d*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении форм правления.
Задачи работы:
изучить понятие формы правления;
исследовать исторические формы правления;
изучить монархию и республику как основные формы правления;
изучить форму правления Российской Федерации.
Введение…………………………..………………….……………..…………….….3
1. Форма правления: понятие сущность и виды……………………………...……5
1.1.Понятие формы государственного правления.…………….…….…………….5
1.2.Исторические формы государственного правления……………….……..….14
2.Формы правления в современном мире…………………………………….…..17
2.1.Монархия и республика основные виды формы правления………….…….17
2.2.Форма государственного правления в Российской Федерации…………….27
Заключение………………………………………………..….……………………..35
Список литературы………………………..………………….……………….……37
Таким образом, форма правления показывает:
как создаются высшие органы власти в государстве,
их структуру,
какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.
Элементы, составляющие в теории государствоведения форму государства (форма правления, государственного устройства и др.), в конституционном праве служат пединститутами комплексного института «форма государства». В свою очередь, они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации (например, форма правления по отношению к парламентарной республике).
С позиции теорий разделения властей и единства государственной власти. С этой точки зрения в качестве основных разновидностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм. Такая классификация применима ко всем зарубежным странам, в том числе и к тем, которые провозглашают себя в конституциях социалистическими.
Каждая
из этих трех форм имеет множество
разновидностей. Но в целом поликратическая
государственная форма
Монократическая
государственная форма
В конституциях может быть провозглашено полновластие не одного органа, а определенной системы однородных органов (например, советов в условиях тоталитарного социализма). Но и в этом случае считается, что государственная власть в центре и на местах принадлежит только им, остальные органы государства — это органы не государственной власти, а управления, правосудия и др. Полнота государственной власти может принадлежать одному лицу (например, фюреру, дуче, каудильо — в свое время в Германии, Италии, Испании, Португалии, монарху — в некоторых мусульманских странах, по конституциям которых вся власть исходит от монарха). В прошлом во многих странах Африки (Гвинее, Заире, Малави, Тунисе, Кении и др.) власть принадлежала «пожизненным президентам», которые одновременно являлись председателями единственной разрешенной (правящей) партии, хотя в некоторых конституциях и были отдельные положения о разделении властей5.
Наконец, реальная власть может находиться в руках хотя и не государственного, но наделе органа, выполняющего важнейшие государственные полномочия. Так было и есть в странах тоталитарного социализма, где все важнейшие государственные решения принимались и принимаются политбюро (президиумом, исполнительным комитетом, центральным комитетом) правящей коммунистической партии.
При
такой государственной форме
нет системы сдержек и
Сегментарная государственная форма (лат. segmentum — отрезок) характеризуется тем, что государственная организация как целое складывается из разнородных отрезков, но ее объединяет единая природа государственной власти, единство государственной политики по принципиальным вопросам, единые главные принципы организации и деятельности. В данной государственной форме есть элементы и поликратии, и монократизма. частички демократии, авторитаризма и даже тоталитаризма.
Органы государственной власти формируются путем выборов, но выборы «заорганизованы», а число партий, допускаемых к участию в них, нередко ограничено (три было в Индонезии до 1999 г., две в Нигерии, в свое время три, а затем, до введения многопартийности, четыре в Сенегале и т.д.). Выборы в парламент не имеют, однако, принципиального значения, поскольку традиционно решающая доля власти сосредоточена в руках президента (многие президентские республики в Латинской Америке), иного главы государства (Иордания, Марокко) или иной структуры (сената и военных в Таиланде)7. Разделение властей конституциями может признаваться, но наделе реалъной системы сдержек и противовесов не существует.
В
территориальной структуре
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления — монархия (например, Конституция Испании 1978 г.) или республика (Основной закон Федеративной Республики Германии 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте Конституции Украины сказано, что она республика)8.
Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти (прежде всего главы государства, парламента и правительства), их роли в управлении страной, а также способов обратных связей управляемых и управляющих. В связи с положением главы государства и характера его связей с населением по традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику.
В монархии глава государства (король, император, султан и др.) наследственный и пожизненный, в республике — выборный населением (избирателями) и на срок, хотя в том и другом случае бывают единичные исключения (о них — ниже). Более детальная классификация создается в рамках этих двух основных форм (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).
Эти классификации, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие определения почти не употребляются), отражают взаимоотношения высших органов государства, их роль. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты)9.
Итак,
форма правления — это
1.2.Исторические
формы государственного
Теория
государства и права выделяет
два основных устройства государственной
власти, которые характеризуют
Существует целый ряд исторических форм правления. При этом говорится о тех формах правления, которые обладают как чертами и республики и монархии, так и чертами свойственными только этим формам правления10.
К исторически наиболее древними нетипичным формам правления можно отнести олигархию и теократию. Сущность олигархии как формы
правления заключается в том, что функции управления в ней осуществляет целая группа людей, которые делят между собой власть и ответственность за управление. Олигархия по структуре управления близка к республике, а по духу и принципам управления в монархии. Наибольшее распространение олигархия получила в Древней Греции, в настоящее время близки к олигархическими латиноамериканские режимы государственное правление, в которых осуществляет хунта – группа равных между собой людей делящих власть в государстве11.
Теократия представляет собой власть церкви, целого сословия, при этом существует духовный лидер государства, которой формально может и не является главой государства. Парадоксом теократии является то, что власть в подобном государстве принадлежит не отдельному человеку, а Богу, что на практике выливается во власть сословия церковников. Классическим примером теократии является Ватикан, ряд государств Аравийского полуострова так же относят к теократическим12.
Особым родом нетипичных форм правления является социалистическое государство и народно-демократическая республика.
Социалистическая государственность по своей сути может существовать только в форме республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просуществовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели которых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались построить государство трудящихся.
Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.
Народно-демократическая республика как форма социалистического государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х — начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализма, устанавливалось монопольное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догматическую по содержанию политику марксистско-ленинского государственного строительства13.
К нетипичным формам государства можно отнести и Ливийскую Джамахерию (народовластие) абсолютно нетипичную форме правления существующую в современной Ливии. Джамахерия близка по идее правления к народно-демократической республике, а на практике государством управляет один человек – М. Кадаффи.
Итак, нами рассмотрены исторические формы правления, среди них можно отметить деспотию, тиранию, а так же нетипичные формы правления.