Форма правления: понятие и виды

Автор работы: d*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в изучении форм правления.
Задачи работы:
изучить понятие формы правления;
исследовать исторические формы правления;
изучить монархию и республику как основные формы правления;
изучить форму правления Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………..………………….……………..…………….….3
1. Форма правления: понятие сущность и виды……………………………...……5
1.1.Понятие формы государственного правления.…………….…….…………….5
1.2.Исторические формы государственного правления……………….……..….14
2.Формы правления в современном мире…………………………………….…..17
2.1.Монархия и республика основные виды формы правления………….…….17
2.2.Форма государственного правления в Российской Федерации…………….27
Заключение………………………………………………..….……………………..35
Список литературы………………………..………………….……………….……37

Работа состоит из  1 файл

Н 2535 форма правления.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

       Суды  олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти.  Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

      Политическая  обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного  политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.

      В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения34.

      Весьма  перспективен в нашей стране социал-демократический  вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

      Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются.

      На  основе взаимодействия социал-демократических  и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.  

      Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства35.

      Общество  потому и называется гражданским, что  главным и постоянно функционирующим  его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный  в себе и своих правах, заботящийся  о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения правовых норм, действующих законов. Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично сочетаются с ответственностью и дисциплиной.

      Исторический  опыт показывает, что без развитого  гражданского общества государственная  власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

      Особенность российской ситуации заключается в  том, что параллельно становлению  гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства — столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

          Итак, форму правления РФ можно охарактеризовать как президентскую республику.

          Таким образом, основными формами правления в мире являются монархия и республика. При этом и монархия и республика имеют множество вариантов и разновидностей, основными в современном мире являются парламентская (конституционная) монархия и парламентская и президентская республики. В современной России существует республиканская форма правления, в виде президентской республики.

 

          

      Заключение 

      Таким образом, в рамках данной работы нами рассмотрены формы правления.

      Форму правления можно определить и  как совокупность государственных  властных институтов традиций управления присущих данной форме правления.

       Форма  правления представляет собой структуру  высших органов государственной  власти, порядок их образования и  распределение компетенции между  ними.

      Теория  государства и права выделяет два основных устройства государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления - монархию и республику.

      Монархическая форма правления - “персональное  единовластие” - весьма древняя форма  правления. Особенностью монархической  формы правления является то, что вся полнота власти при монархии принадлежит одному человеку – монарху, который наследует власть по наследству и не подконтролен.

      Республика  – такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть осуществляется выборными органами, избираемым населением на определенный срок. Существует несколько форм республиканского правления, наиболее типичными формами для современного мира выступают парламентская и президентская республики, а так же переходные формы (парламентско-президентсткие, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей).

      Существует  целый ряд так называемых нетипичных форм правления. К исторически наиболее древними нетипичным формам правления можно отнести олигархию и теократию. Особым родом нетипичных форм правления является социалистическое государство и народно-демократическая республика.

      Форма правления в РФ – президентская  республика. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила избрание российского Президента непосредственно населением. Это — наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа.  
 

 

      

      Список  литературы 

  1. Конституция РФ. М., 2000.
  2. Конституции зарубежных государств. М., 1996.
  3. Новая Россия. Сборник документов и материалов становления независимой России. / Под ред. Г. Бурбулиса. М., 1995.
  4. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии; возможности. – М.,1996.
  5. Алексеев С.С. Государство и право. М.,1993.
  6. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1994.
  7. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан.-М.,1985.
  8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1994.
  9. Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. - М.,1997.
  10. Коваленко А.И. Теория государства и права.  М., 1994.
  11. Коваленко А. Форма государства. // Государство и право. 1994. № 5.
  12. Конституционное право зарубежных стран. Т.1-2. Ред. Страшун Б.А. М., 1995.
  13. Заколодный В.П. Государство как основной институт политической власти: Учеб. пос. - М., 1999.
  14. Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.
  15. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1999.
  16. Лашин А. Г. Развитие форм социалистического государства. -М., 1965.
  17. Лившиц Р.З.  Теория права. М., 1994.
  18. Петров В. С. Тип и формы государства. - Л., 1967.     
  19. Петров В. С. Сущность, содержание и форма государства. -М., 1971.
  20. Хабибулин А. Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. - СПб., 1997.
  21. Энтин Л. М. Разделение властей опыт современных государств. М., 1995.

Информация о работе Форма правления: понятие и виды