Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:55, курсовая работа
Цель данной работы – изучить разнообразие форм, понять их особенности.
Выполнению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1)рассмотреть понятие формы правления;
2) рассмотреть исторический аспект данной темы;
3) проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4) выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5) проанализировать взаимосвязь формы правления с другими компонентами формы государства.
Введение
Вопросы, связанные с государством,
государственной властью всегда
были и будут вызывать глубокий интерес
в обществе. Это связано с тем,
что на них замыкаются непростые
отношения президентских и
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Самым основным и направляющим элементом формы государства, на взгляд многих ученых, является форма правления. И поэтому в данной работе я хотела бы охарактеризовать те основные формы правления, которые существуют в современном обществе и, которые существовали ранее. Ведь форма правления позволяет установить как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий и какими методами осуществляется государственная власть в стране. Для полного изучения формы правления необходимо также изучить и её взаимосвязь с другими элементами формы государства.
В качестве методологической базы проведенного исследования использованы работы по теории государства и права А.Б. Венгерова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, С.С.Алексеева, А.С.Пиголкина, Н.И.Матузова, А.В.Малько. Также использованы работы дореволюционных государствоведов: Аристотеля, И.А. Ильина, Н.М. Коркунова и др. Отдельные вопросы, касающиеся сущности разновидностей формы правления, а также взаимодействия высших органов государственной власти рассматривались в публикациях И.Благожа, Д.Л. Златопольского, И.А.Ильина, Г.В.Каменской и др.
Методологической базой данной работы является совокупность различных методологических приемов и средств познания. Общей методологической основой исследования явились современные научные методы: общенаучные, частнонаучные, специальные, в том числе системный, сравнительный, историко-правовой, логико-юридический, метод анализа документов и др.
Цель данной работы – изучить разнообразие форм, понять их особенности.
Выполнению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1)рассмотреть понятие формы правления;
2) рассмотреть исторический аспект данной темы;
3) проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4) выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5) проанализировать взаимосвязь формы правления с другими компонентами формы государства.
Форма правления: понятие и её исторические разновидности
Форма правления - одна из разновидностей форм государства, является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
В научной литературе существуют
различные подходы к понятию
формы правления. Сторонники узкой
трактовки этого понятия
Формой правления - организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структура, компетенция, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е демократическим или недемократическим способом они образованы.
Оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры взаимоотношений исполнительных, законодательных и судебных органов, следует учитывать роль других органов государства, которым по конституциям принадлежит государственная власть (например, Военный комитет развития на Мадагаскаре) или которые осуществляют ее на практике (армия в Индонезии в соответствии с концепцией о политической роли армии).
Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И.А.Ильин (1883-1954) писал по этому поводу: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным».2
Ученые пытались с давних времен найти лучшую, идеальную форму правления. Так Платон считал, что идеальная форма правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Так же он рассматривал «законную монархию» - царская власть и «незаконную» - олигархию. Аристотель, считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие и большинство) как монархию, аристократию или политию- демократию. Эти формы правления он считал «правильными», поскольку просматривалась общая польза правителей3 . Наилучшая форма политического устройства, по Аристотелю, должна представлять собою смешение трех основных начал — олигархического, монархического,
и демократического. Близки к этому идеалу в его представлении были Афины времен Солона, где ареопаг воплощал олигархическое начало, замещение должностей посредством избрания — аристократическое, а народный суд являлся демократическим органом 4. Монтескье в свою очередь за образец республики взял античные полисы, монархии — современные ему королевства Европы, а деспотии — азиатские империи, и добавляет: каждый из режимов проявляется в определенных экономических, социальных и — сказали бы мы теперь — демографических условиях. Республика действительно возможна лишь в небольших полисах. Монархия, основанная на чести,— строй, характерный для государств средних размеров, когда же государства становятся слишком большими, деспотия почти неизбежна. В отличие от Аристотеля Монтескье не спрашивает, во всяком случае открыто, какой режим наилучший. Он обозначил два вида умеренных режимов: республику и монархию. Монтескье установил, что принцип, т.е чувство, которое сохраняет и гарантирует существование всякого режима, в одном случае представляет собой добродетель, равенство и законе послушание, а в другом — честь, то есть соблюдение каждым требований, обусловленных его положением в обществе5. В настоящее время формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.
Форма правления исторически
складывается в процессе борьбы и
взаимодействия социальных и политических
сил соответствующего общества. Она
имеет основополагающее значение конституционно-правового
регулирования организации и
функционирования государства. Это
не просто абстрактно-теоретическая
категория науки, как суверенитет
или народовластие, а то, с помощью
чего мы сможем разобраться в той
или иной системе органов
Термин «форма правления» содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. и др.). Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.6
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития
Термин «монархия» греческого происхождения («монос» - один, «архе» - власть) и означает единовластие, единодержавие. По выражению философа И.А. Ильина, это «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой общественно-психологической атмосферы и т.д., ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или не подготовленное соответствующим образом лицо.7
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно. Когда противопоставляют монархию и республику, то под монархией подразумевается монархия реальная — прежде всего абсолютная монархия, которая складывается в период позднего феодализма и которая действительно является противоположностью республике. Как реальные монархии к абсолютным монархиям примыкают древние монархии, в частности Римская империя эпохи домината, а также раннефеодальные и сословно-представительные монархии, в которых власть монарха была ограничена привилегиями вассалов или органом сословного представительства типа парламента, созывавшимся монархом. Реальные монархии характерны для доиндустриального общества, а для индустриального характерны республики и номинальные монархии, причем в XX в. номинальная монархия сохраняется как традиция во многих наиболее развитых странах. О номинальных или конституционных монархиях нельзя говорить как о противоположности республиканской формы правления.
Власть монарха нередко обожествляется. Так, согласно ст.1 Конституции Японии 1946г. «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть»8. Символом единства и постоянства государства называет короля ст. 56 Конституции Испании 1978г.
Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований - монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную», тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания9.
Определенными разновидностями монархии являются сословно-представительная и выборная монархия. Сословно-представительная монархия характеризуется распределением власти между монархом и представительным органом власти, при этом ни один из них не обладает всей полнотой власти. В сословно-представительной монархии монарх не является единственным высшим органом власти в государстве: его власть ограничена деятельностью сословных учреждений (Земский собор в России, кортесы в Испании)10.
В настоящее время в зависимости от того, каковы полномочия монарха, различают монархии неограниченные, или абсолютистские (абсолютарные и примыкающие к ним монархии), и ограниченные (конституционные). При этом последние обычно подразделяются на дуалистические и парламентарные.
Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. В абсолютистской монархии нет разделения властей, монарх (реальный глава государства) сосредоточивает в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным или верховным законодателем — только по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона11. Монарх является верховным судьей, от его имени творится правосудие, он обладает правом помилования. Он назначает и смещает должностных лиц исполнительной власти, перед ним ответственно правительство. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он желает им подчиняться. В этом отношении абсолютистская монархия противостоит республике. Законность, власть законов — явление, характерное для республики; для абсолютистской монархии характерно правление людей — добрых или злых монархов, справедливых или несправедливых, "грозных" и "тишайших" и т. д.
В современных условиях абсолютная монархия чрезвычайная редкость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные «конституции», однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой «конституцией» можно, например, считать Временную Конституцию Катара 1972г. Ст.5 Конституции Султаната Оман гласит: «Форма правления – монархия в форме султаната, передаваемого по наследству потомкам Сейида Турки бен Сайда бен Султана Аль Сайда по мужской линии»12. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия и может заставить монарха отречься от престола.