Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:55, курсовая работа
Цель данной работы – изучить разнообразие форм, понять их особенности.
Выполнению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1)рассмотреть понятие формы правления;
2) рассмотреть исторический аспект данной темы;
3) проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4) выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5) проанализировать взаимосвязь формы правления с другими компонентами формы государства.
Если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу, то монархия превращается в тиранию и деспотию.
Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Она распространена в Пруссии, Австрии, Италии, Румынии - в прошлом. К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Марокко, Свазиленд. Здесь наблюдается уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.
В дуалистической монархии (пример — Северогерманский союз и Германская империя, Австро-Венгрия в XIX—XX вв.) законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент (однако монарх может пользоваться правом абсолютного вето), а исполнительную — правительство, ответственное перед монархом. Здесь власть монарха существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства и может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1874г. очередные парламентские выборы состоялись в 1898г.
Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Парламентарная форма правления(конституционная) существует обычно в высоко развитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Австралия, Испания, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия и т.д.). Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной власть (ФРГ, Германия).
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партии, таким большинством располагающей. Так, Конституция Японии гласит : «Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом»13 .
Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». У него нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. "От имени" или "по поручению" монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. В парламентарной монархии существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства. Так, в Конституции Японии написано : «Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти»14 . Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается принципом « Король не может быть не прав»).
Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку, либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликат между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено. Такая система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство (Дании, Нидерландах, с 1993г. в Японии). Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво. Однако не во всех странах доминирует парламент. Так в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993гг.), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, но на самом деле правительство через партийные фракции контролирует парламент. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма15. Примером этого может служить Конституция Японии: «Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения кабинета, и кабинет несет за них ответственность»16.
Три разновидности монархической формы правления представляют только основную классификацию. Но на их базе и наряду с ними создаются неизвестные ранее формы. Модификации форм обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства. Во-вторых, «чистые» формы правления имеют недостатки. В-третьих, возникновение смешанных форм связано с распространением и восприятием общечеловеческих ценностей, влиянием гуманистических идей и институтов. Также их появление связано с давлением и борьбой прогрессивных сил17.
Многие ученые считают, что одним из признаков монархии является единоличное правление. Но история знает множество случаев, когда в одной стране, в одно и то же время был не один монарх, а два и более. Например, в Спарте было нормально два царя, но аристократия держала их в приниженности и они были только простыми членами сената. История России также знает двух равноправных царей: Иоанна Алексеевича (Иоанн V, от Милославской) и Петра Алексеевича (Петр I, Великий, от Нарышкиной); они имели общий, единый, двухместный трон и общие официальные приёмы, при регентстве сестры их Софии18.
Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся, когда прекращается династия (1613- выборы царем Михаила Романова в России). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, а только один из «местных монархов» - правителей частей федерации.
Особая форма монархии, существующая в ряде мусульманских стран связана с концепцией халифата - справедливого государственного строя, который, по преданию, был основан пророком Мухаммедом. В замощении поста монарха здесь особая роль принадлежит семейному совету правящей семьи - неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха, может заставить монарха отречься от престола. В управлении государством применяется концепция аш-шура (консультации правителя с авторитетными людьми). Характерными чертами этой формы являются: институт Маджилиса - право доступа любого мусульманина со своими нуждами к правителю; неравноправие граждан в отношении занятия государственных должностей. Многие стороны этой монархии имеют цель укрепления единства уммы - мусульманской общины. Монарх, как правило, является высшим духовным лицом государства - имамом. Данная форма монархии в своей основе - теократическая.
Своеобразная разновидность монархии существует в странах тропической Африки и Океании, где сильны пережитки патриархального строя. В этих странах (Свазиленде, Тонга и др.) особое значение имеют различные советы племенных вождей.
Специфической формой монархии обладают некоторые государства - члены Британского Содружества. Обычно это мелкие островные государства, бывшие колонии (Антигуа и Барбуды, Барбадос, Ямайка и др.), которые имеют своим главой монарха Великобритании, представленного в этих странах генералом-губернатором. Последний практически назначается правительством не Великобритании, а данного государства, хотя это назначение подтверждается британским монархом. По существу, эта своеобразная форма парламентарной монархии.
Таким образом, для государств с монархической формой правления характерны следующие три разновидности монархии: 1) абсолютная монархия; 2) дуалистическая монархия; 3) парламентская форма правления.
Республика: понятие, признаки, виды
При республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. Республика (от лат. Respublica - общественное дело) - это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Она является наиболее демократической формой правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но об этом можно сказать не обо всех разновидностях республики. Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора или группу диктаторов. Также, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. д.) захватывает непринадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий (происходит узурпация власти). Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933г., А. Пиночет в Чили в 1973г. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Примером служат социалистические республики (диктатура генерального секретаря партии или групповой диктатуры политбюро).
По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства — полисы — Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.
В настоящее время выделяют парламентарные, президентские республики и смешанные республики.
Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию, однако, имеет весьма существенные отличия от нее. Здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа «сдержек и противовесов».
Вообще, президентская форма правления, основанная на разделении властей, не знает понятия высшего государственного органа, из полномочий которого выводятся полномочия остальных государственных органов19. И законодательная власть, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. При президентской форме правления президент является единственным носителем конституционных полномочий исполнительной власти20. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно. Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Сдержки и противовесы проявляются, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. Верхняя палата парламента же может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.
Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Глава государства в президентской республике получает свои полномочия в результате избрания на известный срок из среды граждан государства и ответственен перед судом за противоправные деяния в период нахождения у власти.
Помимо этого президентская форма правления имеет ряд недостатков. Во-первых, возможность существования противоречий во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей. Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Прямые выборы президента представляются наиболее простыми и демократичными. Но моделей таких выборов много, а выбор способов не всегда зависит от президента. Президентские республики распространены в Латинской Америке, в США, в некоторых странах Азии, Африки. Например, в конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления»21 . Правда, в странах с длительными авторитарными традициями, прежде всего в Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР, эта форма правления нередко вырождается в суперпрезидентскую республику. В ней почти вся реальная власть сосредотачивается у президента, который выходит из под контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями, а кое-где даже объявляется пожизненным главой государства.