Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:55, курсовая работа
Цель данной работы – изучить разнообразие форм, понять их особенности.
Выполнению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1)рассмотреть понятие формы правления;
2) рассмотреть исторический аспект данной темы;
3) проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4) выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5) проанализировать взаимосвязь формы правления с другими компонентами формы государства.
К парламентарной форме правления можно отнести все вышесказанное о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.
Здесь мы наблюдаем слабого президента, избранное либо собрание выборщиков, либо непосредственно народом. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительство, которое в лице своего главы или министра контрассигнуют акты президента. Часть 1 статьи 74 Конституции Республики Индия 1949г. в редакции 42- ой и 44-ый поправок утверждает: «Совет Министров оказывает помощь и дает советы Президенту».
Достоинство парламентарной республики - единство высших элементов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. Президент играет незначительную роль; исполнительная власть является по сути продолжением законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.
Также существуют и недостатки парламентарной республики . При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может привести в тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти. Другим недостатком является то, что стабильность парламентских форм правления зависит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте (угроза тирании).
К числу парламентарных республик можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах где многопартийность обуславливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.
Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 г. : «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой»22. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же)23 и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента)24.
Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). Здесь сильнее проявляются черты президенциализма. Парламент может выразить недоверие правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает президент. Он вправе не согласиться с парламентом. Например, если в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие правительству (по конституции), то тем самым поставит себя под удар: президент вправе выбрать - уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.
Смешанная форма правления эффективна только в том случае, если правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. Иначе может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.
В большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония, Союзная Республика Югославия и входящие в ее состав Сербия и Черногория), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс.
По ряду формально-юридических признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию. На сегодня в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст. 1 части 1 говорится: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления». Президент РФ является главой государства (ст. 11 часть 1). Т.е. Конституция устанавливает смешанную форму правления, сочетающую в себе признаки и президентской, и парламентарной республики, призывая тем самым обеспечивать стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольное парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.
Как было сказано, существуют так называемые гибридные формы республики. Положительные моменты: они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурным, партийным соображениям, исключают министерскую чехарду, свойственную некоторым парламентарным республикам.
Так в современных условиях «чистые» формы президентских парламентарных республик значительно редки. Существуют так называемые гибридные формы полупрезидентских, полупарламентских республик. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом. Второй путь создания смешанных, гибридных форм был указан французской конституцией 1958 года и со значительными изменениями воспринят Грецией (1975), Португалией (Конституция 1976 г. до последующих изменений) и т. д.
Существует некая разновидность
республиканской формы правления - советская
республика. Применяется только в «социалистических»
странах, где политический режим, как правило,
тоталитарный. Первоначальными признаками
были такие, как производственно-
Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом
Форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима .
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями25. Она раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.
Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом26. Характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.
Форма правления отвечает
на вопрос о том, кто и как правит,
осуществляет государственную власть
в государственно-
На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. На самом же деле, категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:
1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма; для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики — тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии — тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство; для федерации характерна президентская или смешанная форма правления);
2) политический режим
показывает действительное
Необходимо отметить, что один и тот же режим может быть при разных формах правления. Так, по форме правления Англия - конституционная монархия, ФРГ и Италия - парламентские республики, США и Франция - президентские республики, но политический режим в этих странах один и тот же - буржуазная демократия.
Для того, чтобы понять закономерности взаимосвязей элементов формы государства, нужно рассматривать соотношение формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Заключение
В ходе исследования темы курсовой работы автор пришел к следующим выводам:
Форма правления - это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности
Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо (монарх). Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия – всевластие главы государства; ограниченная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены. На сегодняшний день абсолютной монархии в ее «чистом» виде практически не сохранилось. На протяжении веков монархия была господствующей формой правления и в специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская, хотя существуют и другие: рабовладельческая, аристократическая, советская, теократическая и др.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.
Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил.
Третьей основной разновидностью республики является смешанная или полупрезидентская (полупарламентская) республика. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Помимо названных форм правления существуют и нетрадиционные, которые имеют ряд достоинств по сравнению с «чистыми формами правления». К нетрадиционным формам относят выборные монархии, президентско-милитаристские республики, формы правления, в которых происходит слияние монархической и республиканской формы правления и т.д
Не может быть одной
модели формы правления для всех
государств. Форма правления зависит
от многих факторов и на территории
каждого конкретного
Список использованной литературы