Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:49, реферат
Понятие и виды форм государственного правления. Понятие и виды форм государственного режима.
2. Формы государства
2. Понятие и
виды форм государственного
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .
Форма государственного
правления позволяет уяснить :
- Как создаются высшие органы власти и
каково их строение;
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений
между высшими и другими государственными
органами ;
- Как строятся взаимоотношение между
верховной государственной властью и
населением страны;
- В какой мере организация высших органов
государства позволяет обеспечивать права
и свободы гражданина.
Уже Аристотель
, вслед за Платоном , столкнувшись с
самыми разными формами организации
и осуществления
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые зародилась
в раннеклассовых обществах , власть
в которых захватывали
, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий
до нашей эры , в итоге нелитической революции.
В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх назначал
чиновника по управлению регионами
или функциональными службами , те
в свою очередь назначали более
мелких руководителей работ .
Такая вертикальная иерархия власти позволила
строить весьма эффективную форму правления
, при которой земледельцы – общинники
, ремесленники и другие члены этих раннеклассовых
обществ могли решать свои споры.
Сам же монарх решал
, в нормальном режиме прав , вопросы
связанные с организацией и осуществлением
власти . Он советовался со своими чиновниками
( советниками ) , среди которых были пророки,
предсказатели , другие культовые служители.
Монархии , как
форме правления , присуще четкие
юридические признаки.
Монарх персонифицирует государство ,
выступает во внешней и внутренней политике
как глава государства . Монарху же приходится
принимать решения по самым важным вопросам
_ принципиально – государственным. Он
обладает всей полнотой власти . Власть
монарха верховна и суверенна. Он – высшая
власть в государстве . Его власть объявлялась
священной , наделялась религиозным ореолом.
Она распространялась на все сферы жизни,
в том числе и на судебную. Таким образом
, власть монарха не знает ограничений
и может и может распространятся на различные
сферы государственной деятельности.
Монарх – свободный от ответственности
. Он не несет конкретной политической
и юридической ответственности за результаты
своего правления , а за ошибки злоупотребления
в государственном правлении отвечают
его советники.
Древневосточная
монархия. В государствах Востока значительную
роль в общественной жизни играли отношения
общинного строя , патриархального быта
. Рабовладение здесь носило коллективный
или семейный характер и только государственные
рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и абсолютной монархии .
Конституционная
монархия представляет такую форму
правления , при которой власть монарха
значительно ограничена представительным
органом.
Обычно это ограничение определяется
конституцией , утверждаемой парламентом.
Формально она не утратила своего значения
в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего
времени ( Англия , Дания , Испания и др.
).
Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная
монархия характеризуется основными свойствами
:
- Правительство формируется из представителей
определенной партии , получивших большинство
на выборах;
- Лидер партии , обладающей наибольшим
числом депутатских мест , становится
главой государства ;
- В законодательной , исполнительной и
судебной сферах власть монарха фактически
отсутствует , она является символической
;
- Законодательные акты принимаются парламентом
и формально подписываются монархом ;
- Правительство согласно конституции
несет ответственность перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить
внимание и на то обстоятельство , что
все ветви единой государственной
власти осуществляют именно властные
полномочия , т.е. организуют и обеспечивают
отношения “ власти – подчиненные
”в соответствующих сферах государственной
жизни . Кроме того , следует подчеркнуть
, что , несмотря на разделение властей
, все республиканские органы призваны
осуществлять согласованно , системно
, организованно единую государственную
власть и не могут функционировать друг
без друга . Например
: исполнительная власть зачастую готовит
и передает парламенту проекты законов
, а судебная власть функционирует как
система , предотвращающая нарушение законов
.
Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.
Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.
Большое отличие
от монархии имеет республика и в
сфере образования органов
Афинская демократическая
республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности
и значительный демократизм обусловливались
социальной структурой афинского общества
, характером рабовладения , а также
наличием коллективного рабовладения
. В республиканский период а Афинах
сложилось эффективная система органов
власти , имеющая четкую структуру и функции
.
Система государственных органов состояла
из народного собрания , совета пятисот
, выборных должностных лиц , суда присяжных
, ареопага ( высшего судебного и политического
органа ).
Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным
органом власти был совет пятисот.
Он формировался из представителей территориальных
подразделений и руководил
Спартанская аристократическая
республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую
часть населения полисов
, объединяла вокруг себя в основном их
аристократическую часть.
Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную
власть осуществлял совет старейшин
( герусия ) .
Герусия состояла из двух царей и 28 членов
совета , избираемых из представителей
аристократии пожизненно. Высшую правительственную
власть осуществляла коллегия эфоров
, ежегодно избираемых из числа заслуженных
аристократов. Эфоры осуществляли контроль
за деятельностью всех государственных
органов и должностных лиц , в том числе
и царей . Они рассматривали важнейшие
гражданские и уголовные дела , решали
вопросы внешней политики , осуществляли
набор войска.
Римская аристократическая
республика (V-II вв. до н.э.). Верховной
властью в республиканском Риме
был сенат. Члены сената назначались
особо уполномоченными лицами ( цензорами)
, которые в свою очередь назначались
народным собранием. Все вопросы , решающиеся
в местных органах власти
(центуриях) , предварительно обсуждались
в сенате. Прерогативой сената являлось
установление диктатуры , после чего все
должностные лица республики переходили
в подчинение диктатора , срок полномочий
ограничен шестью месяцами. Сенат обладал
и другими важными полномочиями: он распоряжался
казной и гос. имуществом , решал вопросы
войны и мира , назначал командующих войсками
и судебные коллегии. Народное собрание
, а позже народный трибунат , делали все
возможное для охраны граждан от злоупотребления
властей.
Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .
Города –
республики ( феодальные республики ).
Возникает наряду с феодальными монархиями
. Феодальные республики складываются
в результате укрепления могущества и
самостоятельности крупных городов , за
которыми признавалось право выбирать
собственные органы управления , издавать
законы
, осуществлять суд над гражданами. По
отношению к центральной власти ( сеньору
) город был обязан вносить определенные
взносы , выделять граждан для военной
службы.