Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:49, реферат

Описание

Понятие и виды форм государственного правления. Понятие и виды форм государственного режима.

Работа состоит из  1 файл

формы государства.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

2. Формы государства

2. Понятие и  виды форм государственного правления

Форма государства  – сложное общественное явление , которое включает в себя три  взаимосвязанных элемента : форму  правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения  компетенции между ними .

Форма государственного правления позволяет уяснить : 
- Как создаются высшие органы власти и каково их строение; 
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ; 
- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны; 
- В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с  самыми разными формами организации  и осуществления государственной  власти в Древнем Мире , попытался  разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.

Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .

Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей  или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления  имела в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества 
, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.

Монарх назначал чиновника по управлению регионами  или функциональными службами , те в свою очередь назначали более  мелких руководителей работ . 
Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы  связанные с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками 
( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.

Монархии , как  форме правления , присуще четкие юридические признаки. 
Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. 
Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта 
. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в  Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.

Феодальная ( средневековая  монархия ) последовательно переходит  три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и абсолютной монархии .

Конституционная монархия представляет такую форму  правления , при которой власть монарха  значительно ограничена представительным органом. 
Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная  монархия характеризуется основными свойствами : 
- Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах; 
- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ; 
- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ; 
- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ; 
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит  двойственный характер. Юридически и  фактически власть разделена между  правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления  существовала в кайзеровской Германии.

Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.

Все высшие органы государственной власти – разного  рода собрания , советы имеют сложную  структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что  все ветви единой государственной  власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные  ”в соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например 
: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

Вместе с тем  в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как  гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.

Большое отличие  от монархии имеет республика и в  сфере образования органов власти . Республика – это такая форма  правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая  республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности  и значительный демократизм обусловливались  социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также  наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции . 
Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).

Высшим органом  государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись  все остальные органы и должностные  лица . В его работе принимали  участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность .

Народное собрание объявляло войну и заключало  мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.

Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных  подразделений и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в судебный орган.

Спартанская аристократическая  республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта 
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов 
, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная  власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в  военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.

Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . 
Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли набор войска.

Римская аристократическая  республика (V-II вв. до н.э.). Верховной  властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались  особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти 
(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.

Заслуга римской  государственности состоит в  том , что она оказала большое  влияние на характер и структуру  государственной власти ряда стран  более поздних цивилизаций. Но в  большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .

Города –  республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы 
, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной службы.

Информация о работе Формы государства