Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:49, реферат
Понятие и виды форм государственного правления. Понятие и виды форм государственного режима.
Ярко выраженными
городами-республиками были Флоренция
, Венеция ,
Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные
города складывались и в
Германии , Англии , где основную роль играли
купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .
Глава правительства
(премьер-министр) назначается президентом
. Он формирует возглавляемое им
правительство , которое осуществляет
верховную исполнительную власть и отвечает
за свою деятельность перед парламентом
.
Главной функцией парламента является
законодательная деятельность и контроль
за исполнительной властью. Обладает важнейшими
финансовыми полномочиями.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.
Президентская
республика – соединяет в руках
президента полномочия главы государства
и главы правительства. Характерные
черты:
- Внепарламентский метод избрания президента
и формирования правительства;
- Ответственность правительства перед
президентом , а не перед парламентом;
- Более широкие , чем в парламентской республике
, полномочия главы государства.
Социалистическая
республика – особая форма государственного
правления
, которая возникла в ряде стран в результате
социалистической революции.
Основные особенности :
- Ведущая роль принадлежит представительным
органам , которые составляют основу аппарата
государственной власти ;
- Социалистическая республика должна
сочетать политическое , хозяйственное
и культурное руководство общественной
жизнью в едином государственном механизме
, что позволило бы государственной власти
суверенно распоряжаться общественными
средствами производства, регулировать
и контролировать распределение материальных
и духовных благ;
- Высшие и местные органы власти объединяются
в единую представительскую систему ,
основанную на принципе демократического
централизма;
- В условиях социалистического государственного
правления законодательная и исполнительная
власти соединяются в лице работающих
представительных учреждений;
- Социалистическая республиканская форма
правления предполагает подотчетность
и подконтрольность исполнительно – распорядительных
органов органам законодательной власти;
- Социалистическая республика создает
необходимые условия и предпосылки для
обеспечения руководящей роли рабочего
класса и его партии в общественной и государственной
жизни.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно- демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В- третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов
– возникла в новых исторических
условиях в России.
В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную
с Парижской коммуной форму организации
власти и выделяет следующие ее признаки:
- Слом старого буржуазного государственного
аппарата и образование таких органов
власти , которые бы обеспечивали защиту
завоеваний революции вооруженной силой
рабочих и крестьян.
- Обеспечение реального участия трудящихся
масс в управлении государством , превращения
Советов в политическую основу государственного
строя , совмещения в них функций законодательного
и исполнительного органа.
- Руководящая роль в организации государственной
и общественной жизни страны принадлежит
партии рабочего класса , которая определяет
и направляет внутреннюю и внешнюю политику
государства .
Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления.
Советская и
народно – демократическая
. Важнейшим фактором , который обусловливал
специфику данной конкретной формы государства
любого типа , считалось соотношение классовых
сил, борьбы классов.
2.2 Понятие и
виды форм государственного
Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.
Форма государственного
устройства показывает:
- Из каких частей состоит внутренняя структура
государства;
- Какое правовое положение этих частей
и каково взаимоотношение их органов;
- Как строятся отношения между центральными
и местными государственными органами;
- В какой государственной форме выражаются
интересы каждой нации , проживающей на
территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство
– это единое цельное государственное
образование , состоящее из административно
территориальных единиц , которые подчиняются
центральным органам власти и признаком
государственного суверенитета не обладают
. Характеризуется следующими признаками:
- Во-первых , унитарное государство предполагает
единые , общие для всей страны высшие
представительные , исполнительные и судебные
органы которые осуществляют верховное
руководство соответствующими местными
органами.
- Во-вторых , на территории унитарного
государства действует одна конституция
, единая система законодательства , одно
гражданство . В нем функционирует единая
денежная система , проводится обязательное
для всех административно-
- В-третьих , составные части унитарного
государства ( области , департамента ,
провинции ) государственным суверенитетом
не обладают .
Они не имеют
своих законодательных органов ,
самостоятельных воинских формирований
и др. атрибутов государственности
. В то же время местные органы
в унитарном государстве
Централизованное
– если во главе местных органов
государственной власти стоят назначенные
из центра чиновники , которым подчинены
местные органы самоуправления . В децентрализованных
государствах местные органы государственной
власти избираются населением и пользуются
значительной самостоятельностью в решении
вопросов местной жизни.
- В-четвертых , унитарное государство
, на территории которого проживают малочисленные
национальности , широко допускает национальную
и законодательную автономию . В Монголии
автономным государственным образованием
является Баян – Улэгэйский аймак , на
территории которого проживает в основном
лица казахской национальности.
- В-пятых , в унитарном государстве все
внешние межгосударственные сношения
осуществляют государственные органы
, которые официально представляют страну
на международной арене.
- В-шестых , унитарное государство имеет
единые вооруженные силы , руководство
которыми осуществляется центральными
органами государственной власти .
Федерация представляет
собой добровольное объединение
нескольких , ранее независимых
В федерации
существует два уровня государственного
аппарата : федеральный , союзный и
республиканский . На высшем уровне федерации
характер государственности выражается
в создании двухпалатного союзного
парламента , одна из палат которого
отражает интересы субъектов федерации.
При ее формировании используется принцип
равного представительства вне зависимости
от численности населения . Другая палата
формируется для выражения интересов
всего населения государства , всех его
регионов . В федерации может также существовать
государственный аппарат и на местном
уровне . Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного
гражданства , каждый гражданин считается
гражданином федерации и гражданином
соответствующего государственного образования
. И это закрепляется конституциями государств.
Это означает , что объем прав и свобод
у каждого гражданина , независимого от
того , на территории какого субъекта федерации
он проживает , один и тот же.
В федеративном
государстве функционирует
Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом
любой федерации является разграничение
компетенции между союзом и субъектами
федерации. Практика федеративных государств
показывает что вопрос полномочий федерации
и местных органов решается на основе
трех принципов :
1. Принцип исключительной компетенции
федерации , т.е. определение предметов
ведения.
2. Принцип совместной компетенции , т.е.
установление одного и того же перечня
предметов ведения как федерации , так
и субъектов.
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает
установление федеральных полномочий.
Мировой опыт показывает
, что федеральное
В своем развитии
российский федерализм прошел три основных
этапа:
1. Создание основ социалистического федерализма
(1918 –1936 г.).
2. Утверждение фактического унитаризма
в государственном устройстве России
(1937-1985 г.).
3. Реформы государственного устройства
перед Конституцией 1993 г..
Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным.
Процесс создания
автономий , изменения их границ и после
принятия в
1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая
за год до этого Конституция СССР закрепила
создание союзного государства , в которой
РСФСР стала одной из равноправных республик.
Созданный в 1922г. СССР являл собой иное
федеральное государство , т.к. состоял
из разных субъектов с правом выхода из
федерации.
Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.
Мощная демократическая
волна , вызванная перестройкой и
послевоенными реформами , обострила
процесс государственно-
Национальные
федерации характеризуются
1. Субъектами такой федерации являются
национальные государства и национально-государственные
образования , которые отличаются друг
от друга национальным составом населения
, его особой культурой , бытом , традициями
, обычаями.
2. Национальная федерация строится на
принципе добровольного объединения составляющий
его субъекта.
3. Национальная федерация обеспечивает
государственный суверенитет больших
и малых наций , их свободное и самостоятельное
развитие.
4. Высшие государственные органы национальной
федерации формируется из представителей
субъектов федерации.
5. Важнейшей особенностью национальной
федерации является правовое положение
ее субъектов.
Субъекты национальной
федерации в сфере
В этой связи
важно различать союзное