Автор работы: o*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 07:11, курсовая работа
Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - “формы государства” Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу!
Введение 3
1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему. 5
2. Понятие формы государства 13
3. Формы правления 17
4.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства 29
5. Формы государственного режима 38
Заключение 45
48
Используемая литература
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и так далее.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед Парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства23.
Наиболее
характерные черты
Классической президентской
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска Парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “супер-президентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентской и президентской формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели. Их общие и отличительные черты можно отобразить в одной сводной таблице24.
Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма. Должна была стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.
Теоретические основы будущей социалистической республики были заложены в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса. дальнейшее развитие эта теория получила в работах В.И.Ленина и была применена на практике в условиях России.
Основные особенности:
Различают
три разновидности
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых, Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых, коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат, заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны. Он избирал десять комиссий, через которые коммуна осуществляла высшие законодательные, исполнительные и судебные функции. В-третьих, подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:
Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру она мало, чем отличается от советской формы правления.
Советская
и народно–демократическая
В
условиях военных режимов создается
президентско-милитарная республика.
Это хотя и временная, но не такая
уж редкая форма. В отдельных странах
такая форма правления
В
связи со все более явственно
проявляющимся процессом
Проблема формы правления – это, прежде всего, проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.
В
последние годы происходят изменения
в теоретическом понимании
4. Формы национально-государственного
и
административно-
Форма государственного
устройства - национальное и администpативно-
-из
каких частей состоит
-каково
правовое положение этих
-как
строятся отношения между
-в
какой государственной форме
выражаются интересы каждой
По
форме государственного устройства
все государства можно
Hа сегодняшний
день выработаны лишь две
Федеpализм пpедполагает тy или инyю степень самостоятельности национальных обpазований, входящих в состав единого госyдаpства.
Что же касается конфедеpации,
то pечь в этом слyчае идет
лишь о межгосyдаpственных
С самого начала, когда вопросы
госyдаpственного yстpойства