Автор работы: o*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 07:11, курсовая работа
Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - “формы государства” Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу!
Введение 3
1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему. 5
2. Понятие формы государства 13
3. Формы правления 17
4.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства 29
5. Формы государственного режима 38
Заключение 45
48
Используемая литература
Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.
Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:
1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
2.
Свобода выхода из конфедерации
(сецессии). В отличие от федерации,
где попытка сецессии
3.
Конфедерация не обладает
4.
Предметы ведения конфедерации
ограниченны перечнем
5.
В конфедерации образуются не
все государственные органы, а
только те, которые необходимы
для осуществления задач,
6.
В представительных органах
7.
Постоянно действующие
8.
Субъектам конфедерации
9.
Бюджет конфедерации
10.
Субъекты конфедерации имеют
право устанавливать
11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.
12.
Воинские формирования
13. В конфедерации нет союзного гражданства.
Следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.
Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
В
заключение следует отметить, что
в демократических государствах
часто конституционно предусмотрены
определенные гарантии территориальной
целостности политико-
5. Формы государственного (политического) режима
(Приложение
№ 5)
Вот
и перечислены все
Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом или антидемократическом.
Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.
Понятие "политический режим" включает не только государство, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и антидемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.
Следовательно,
существует два основных типа политических
режимов: демократический и
Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо “наилучшего государства”, тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм31.
Тимократия и олигархия были историей преодолены (первая - полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное толкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ века противопоставляет демократию как политическую форму, обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения “наилучшего государства”. Правда, тирания (платоновский эквивалент современного тоталитарного режима), в этой градации занимает последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.
Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков. “Наилучшее государство” - идеал, отличающийся стабильностью. Тимократия отличается от него прежде всего элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием собственнических интересов и конкуренции. “Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию, - говорил Платон, - они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними”32. Возникает конфликт между добродетелью и богатством. “Когда устанавливаются порядки, по которым к власти не допускаются те, у кого нет определенного имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной силе или запугивании”, т.е. посредством политического насилия, как сказали бы мы сегодня. Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской войны между олигархиями и беднейшими слоями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники уничтожаются или изгоняются, остальные уравниваются в гражданском состоянии и возможностях занимать государственные должности. Устанавливается “царство свободы” и как следствие этого - беззаконие. Реакцией на истолкованную таким образом демократию является тирания - незаконная власть одного33. Сравнение платоновской концепции политических режимов (государств) с современным государствоведением свидетельствует, что в ней содержится в зародыше практически все элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня формируются политические теории: типология политических режимов (государств), их историческая последовательность, закономерность их смены, формы перехода от одного типа государства к другому (например, революция, гражданская война), и даже указание на источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает и то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.
Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия, для феодализма – и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства – и тоталитаризм и правовая демократия. Можно выделить наиболее общие черты. Присущие той или иной разновидности государственного режима.
Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.
Политическими предпосылками этого режима являются:
Реализация этих предпосылок делает политический режим демократическим.
Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом не обладает.
Тоталитарный режим характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партии, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую, а другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команды сверху, при которой инициатива фактически не поощряется , а строго наказывается . Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд . Особенности регионов не учитываются.
Центром
тоталитарной системы является вождь.
Его фактическое положение
Тоталитарный режим широко и постоянно применяется террором по отношению к населению. Физическое насилие уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Он выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.
При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества.
Милитаризация так же одна из основных характеристик тоталитарного общества. Идея о военной опасности, об “отчужденной крепости“ становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу лагеря. Государство как бы берет на себя заботу о каждом члене общества.