Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности - это означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.
Изучать же государство с точки зрения его формы, -- это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Формы государства, также как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.
Введение……………………………………………………….. 3
1. Формы правления………………………………………… 5
1.1. Монархия…………………………………………………………... 6
1.2. Республика………………………………………………………… 14
1.2.1. Смешанные республиканские формы правления……………... 24
2. Нетипичные формы правления…………………………. 39
2.1. Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления………………………………………………………...
39
2.2. "Монархическая республика" и "республиканская монархия"… 41
Заключение…………………………………………………… 43
Список использованной литературы
Введение………………………………………………………. |
3 |
1. Формы правления………………………………………… |
5 |
1.1.
Монархия………………………………………………………… |
6 |
1.2.
Республика…………………………………………………… |
14 |
1.2.1. Смешанные республиканские формы правления……………... |
24 |
2. Нетипичные формы правления…………………………. |
39 |
2.1.
Социальные и юридические основы смешанных
и гибридных форм правления……………………………………………………… |
39 |
2.2. "Монархическая республика" и "республиканская монархия"… |
41 |
Заключение…………………………………………………… |
43 |
Список использованной литературы……………………... |
44 |
Государство - особый и основной компонент политической системы, осуществляющий управление обществом посредством системы центральных и местных органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры. Представляет граждан страны в отношениях на международной арене.
Государство включает в себя отрасли государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Опираясь на три эти отрасли, власть реализует свою политику. В решении вопросов управления обществом оно опирается на свои силовые структуры: армию, полицию (милицию), органы государственной безопасности (органы федеральной службы безопасности) и т.д.
Человечество не могло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев, традиций и привычек в условиях усложнения социально-экономической жизни было недостаточно. Необходима более оперативная, действенная, мобильная сила - сила принуждения, вооруженного воздействия.
В рассмотрении сущности государства выделяются три основных теоретических подхода: общественный, классовый и политико-правовой.
Смысл общественного: государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.
Представители классового подхода рассуждают так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классовой борьбы, подавления одних классов над другими.
Суть политико-правового подхода: государство есть источник права, которое организует жизнь общества и самого государства.
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий и какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Форма государства состоит из трёх элементов:
1.Форма правления
2.Политический режим
3.Форма территориального устройства
Совокупность этих трех элементов раскрывает форму государства.
Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а так же те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности - это означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.
Изучать же государство с точки зрения его формы, -- это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Формы
государства, также как его сущность и
содержание, никогда не оставались и не
остаются раз и навсегда установленными,
неизменными. Под влиянием множества экономических,
социально-политических, идеологических
и иных факторов они всегда изменялись
и развивались. Постоянно менялось и представление
о них.
Форма правления - это научная категория, которая отражает порядок образования высших органов государственной власти, их структуру, компетенцию и взаимоотношения между ними.
Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором -- республиканская.
При монархической форме правления источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской -- выборный государственный орган.
Главная разница между монархией и республикой заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права.
В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.
Таково
главное различие между монархическим
и республиканским государствами.
1.1. Монархия
Монархия (от греческого monos - один, arch - власть; monarchia - единовластие) - это такая форма правления, при которой полномочия верховной власти формально или фактически принадлежат одному лицу, занимающему престол по праву наследования, и как правило пожизненно. Термин «монархия»- греческого происхождения ,означает «единовластие», «единодержавие»,хотя известны и исключения. Так в Спарте существовало два царя. Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних к формам правления последние доставались еще во многом неразработанными. Монархию связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями.
Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная общенародным представительством (парламентом).
В современном мире монархия делиться на ограниченную и не ограниченную. Ограниченная в свою очередь делиться на сословно представительную и конституционную. А конституционная на парламентскую и дуалистическую. Неограниченная делиться только на абсолютную и теократическую.
В настоящее время монарх является главой государства приблизительно в 50 странах мира, то есть в 1/4 части современных государств. Только в Европе десять1 стран имеют монархическую форму правления. Кроме того, семнадцать (в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия) признают британскую королеву в качестве своего главы государства. Семь стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива - Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман - сохранили или восстановили различные виды монархий. В Южной и Юго-Восточной Азии монарх является главой государства в Непале, Бутане, Камбодже, Таиланде, федерации Малайзии, Брунее. В Японии императорская власть существует более полутора тысяч лет. В Африке институт монарха сохранился в трех странах - Марокко, Лесото и Свазиленде. Своеобразными (так называемыми патриархальными) монархиями являются в Океании королевства Тонга и Западное Самоа.
Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха.
Конституционная монархия подразделяется на два вида - дуалистическую и парламентарную монархию.
Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существует одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма2.
Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.
Правовое положение монарха как главы государства отличается следующими тремя особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной ни от какой иной власти, государственного органа или избирательного корпуса. Во-вторых, пост главы государства в условиях монархии передается в порядке престолонаследия. Иными словами, должность главы государства принадлежит монарху по праву рождения. Власть переходит от монарха к преемнику на основе биологических кровнородственных связей. В-третьих, власть монарха носит, как правило, не фиксированный по времени характер. Монарх занимает свой пост пожизненно и юридически не может быть отстранен, смещен с поста главы государства до конца своих дней.
Власть монарха, как уже отмечалось, наследственна. Порядок престолонаследия устанавливается конституциями и специальными законами, но может регулироваться религиозными нормами и нормами обычного права.
В Европе в настоящее время существуют четыре системы престолонаследия: салическая, австрийская, кастильская и шведская.
Салическая система предполагает, что наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии.
Австрийская система предполагает, что женщина может взойти на трон только лишь в случае пресечения всех линий и степеней мужского родства.
Кастильская система3 отдает предпочтение мужскому полу, хотя не исключает восхождение женщины на престол.
Шведская система предусматривает, что мужчины и женщины наследуют престол на равных основаниях.
Наследник престола, будущий монарх должен отвечать еще целому ряду требований, среди которых требование определенной религиозной принадлежности является одним из наиболее распространенных. Так, согласно закону о престолонаследии 1701 года монархом Великобритании может быть только лицо, принадлежащее к англиканской епископальной церкви. В Дании монарх должен исповедовать евангелическо-лютеранскую религию. Общим для всех арабских монархий правилом является непременное исповедание монархом и наследным принцем ислама.