Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа

Описание

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности - это означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.

Изучать же государство с точки зрения его формы, -- это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, также как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3
1. Формы правления………………………………………… 5
1.1. Монархия…………………………………………………………... 6
1.2. Республика………………………………………………………… 14
1.2.1. Смешанные республиканские формы правления……………... 24
2. Нетипичные формы правления…………………………. 39
2.1. Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления………………………………………………………...

39
2.2. "Монархическая республика" и "республиканская монархия"… 41
Заключение…………………………………………………… 43
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.rtf

— 461.60 Кб (Скачать документ)

     Одним из немаловажных условий наследования престола является условие вступление наследного принца или монарха в равнородный брак, то есть в брак с лицом, принадлежащим к царствующему или властительному дому. Лицо, вступившее или вступающее в морганатический, то есть неравнородный брак, теряет, как правило, право на престол. Прецеденты подобного рода в политической истории XX века имелись.

     Власть монарха, как уже отмечалось, носит пожизненный характер. Правление многих монархов отличалось завидной длительностью. Так, король Швеции Густав V находился у власти 43 года (с 1907 по 1950 год). Отец нынешнего главы японского государства император Хирохито правил страной с 1926 по 1990 год, т.е. 64 года. Королева Великобритании Елизавета II пребывает на троне с 1952 года. Отстранение монарха от власти юридическим путем невозможно. Однако физическое его устранение, свержение в результате революции, дворцовых переворотов - явление достаточно частое. За период после Второй мировой войны монархии были ликвидированы более чем в 30 странах мира4, И это несмотря на то, что личность монарха конституциями или религиозными нормами признается священной и неприкосновенной.

     В случае несовершеннолетия, болезни или длительного отсутствия монарха, а также если наследник престола в момент смерти правившего главы государства не достиг определенного конституцией необходимого для восхождения на трон возраста устанавливается регентство, или правление за монарха. Регентство может осуществляться в двух формах: индивидуальной  - регентом или коллегиальной - регентским советом. В некоторых монархических странах Арабского Востока институт регентства отсутствует. Так, в Кувейте Закон о престолонаследии предусматривает, что в случае вакантности престола функции главы государства будут осуществляться советом министров.

     Монарх как глава государства обладает внешними атрибутами или символами власти - короной, мантией, скипетром, державой. Он является носителем титула (короля, императора, шаха, эмира, султана), в котором обычно перечисляются владения монарха, указывается сакральный характер его власти или подчеркивается ее божественное происхождение и т. п.

     Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит штат чиновников королевского двора. На содержание монарха, членов его семьи и королевского двора выделяются ассигнования из государственного бюджета, получаемые им по цивильному листу, принимаемому парламентом в конституционных монархиях или утверждаемому самим монархом в абсолютных и дуалистических монархиях. Помимо ассигнований по цивильному листу денежное содержание включает доходы от его личного имущества.

     Конституционный статус монарха отличается от монаршего титула меньшей пышностью и большей юридической конкретностью. Обычно в конституциях закрепляется место монарха в системе государственных органов, его принадлежность той или иной ветви власти (если конституционный механизм предусматривает принцип разделения властей), его полномочия и прерогативы.

     Формальное и реальное положения монарха в механизме осуществления власти, его роль в государственном управлении обществом, круг конституционных и внеконституционных полномочий во многом зависят от формы правления, государственного устройства, политического режима, исторических особенностей развития, этнокультурных и религиозных традиций и обычаев той или другой страны и иных социально-политических и идеологических факторов.

     Наибольшим удельным весом в системе власти обладают монархи в условиях абсолютных монархий, особенно в мусульманских странах или в странах с традиционным общественным укладом. Так, в соответствии с конституцией Катара 1970 года вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточена в руках главы государства - эмира. В Саудовской Аравии король является главой государства, правительства, основным источником законодательства, верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также провозглашается обладателем верховной религиозной власти и духовным главой своих подданных. В Свазиленде король сочетает статус главы государства, главы исполнительной власти, верховного законодателя, верховного судьи, жреца, верховного хранителя традиций и обычаев.

     Однако, к некоторым формам монархии применима давно уже ставшая реальностью формула: "Монарх царствует, но не правит".

     "В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он (глава государства) имеет реальную власть, в парламентарной - царствует, но не правит".

     В монархиях же парламентарных роль монарха может быть сведена к выполнению чисто символических, церемониальных и представительских функций. Конституция Японии, например, не наделяет императора ни одним самостоятельным полномочием. Император назначает премьер-министра, но после предварительного решения парламента. Он назначает главного судью верховного суда, но после предварительного решения правительства. Причем изменить эти предварительные решения он не может.

     Независимо от формы правления и иных факторов, определяющих статус главы государства в монархических странах, монархи обладают рядом аналогичных полномочий.

     Конституции или государственно-правовые обычаи всех монархических стран наделяют главу государства правом участвовать в формировании правительства. Степень этого участия варьируется в отдельных странах весьма значительно.

     Наряду с формированием правительства монарх, как правило, активно участвует и в формировании государственного аппарата. Конституции закрепляют право монарха назначать гражданских и военных служащих. В Великобритании в соответствии с конституционными соглашениями король (королева) назначает на высшие государственные должности, включая должности губернаторов, дипломатов, судей.

     В подавляющем большинстве монархических государств монархи являются верховными главнокомандующими вооруженными силами. Это положение так же, как правило, фиксируется в основных законах. Реальные полномочия монарха в сфере руководства армией могут серьезно варьироваться в зависимости от конкретной социально-политической ситуации в той или иной стране, от исторических традиций, формы правления и множества других факторов.

     Например, в Великобритании английская финансовая олигархия в свое время ограничила контроль короля над вооруженными силами. Ему было запрещено содержать в мирное время  сухопутную армию. В пределах королевской прерогативы осталось, однако, регулирование внутренней организации армии. В ведении короля находится также право распоряжаться военно-морскими и военно-воздушными силами и право определять их численность. Военно-морской флот и военная авиация именуются "королевскими".

     В подавляющем большинстве монархий короли, как правило, являются военными специалистами и с детства воспитываются в привилегированных военных школах.

     В большинстве парламентарных монархий конституции предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира. Решение монарха ставится, как правило, в зависимость от волеизъявления законодательного органа.

     В абсолютных и дуалистических монархиях глава государства принимает решения о войне и мире самостоятельно.

     Монархи в большинстве рассматриваемых стран обладают определенными нормотворческими полномочиями. Обычно они наделяются правом законодательной инициативы (исключение составляет император Японии и король Испании ) и правом вето. В отдельных государствах эти полномочия принадлежат монарху лишь номинально. Например, в Великобритании с 1707 года не было ни одного случая, когда король отказался бы подписать законопроект, одобренный обеими палатами парламента, то есть воспользовался правом вето.  В Марокко же или Иордании право вето короля носит абсолютный характер и не может быть преодолено законодательным органом страны.

     Монархи могут издавать юридические нормативные акты различных видов. В парламентарных и некоторых дуалистических монархиях эти документы должны быть скреплены подписью главы правительства или министра, ответственного за выполнение данного акта монарха (так называемая контрасигнатура). В абсолютных монархиях, где глава государства является единоличным носителем законодательной власти, монарх, как правило, издает нормативные акты самостоятельно.

     В парламентарных и дуалистических монархиях глава государства обладает правом роспуска парламента или его нижней палаты. Реализация этого права существенно различается в отдельных монархических странах. В Великобритании инициатива роспуска нижней палаты законодательного органа исходит от правительства, а монарх фактически санкционирует уже принятое кабинетом решение. В Бельгии король имеет право распускать палаты парламента одновременно или по отдельности. При этом глава бельгийского государства может просить правительство дать свое согласие на этот акт, не дожидаясь того, чтобы инициатива роспуска исходила от кабинета министров. В Непале, Брунее, большинстве стран Арабского Востока право роспуска парламента или какой-либо из его палат находится в исключительном ведении монарха.

     В сфере судебной власти монарх имеет право освобождать от наказаний, назначенных судьями, или смягчать эти наказания, за исключением тех, которые назначены министрам. Монарх может осуществлять право помилования в соответствии с законом, который не предусматривает общих амнистий.

     В отдельных странах монарх, являясь главой государственной или официальной конфессии, назначает высших церковных иерархов. Так, в Великобритании высшие сановники англиканской епископальной церкви назначаются королевой. За монархом в большинстве рассматриваемых стран сохраняется право жаловать дворянские титулы и возводить в дворянское достоинство.

     В качестве главы государства в ряде стран5 может награждать орденами и иными наградами.

     Во всех монархических странах глава государства осуществляет представительские и церемониальные функции. 
 
 

     1.2. Республика

     Республика - форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

      Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

      Республиканская форма делиться на парламентскую, президентскую, и смешанную (полупрезедентскую). 

      Республиканская форма правления окончательно установилась, во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

      При прочих равных условиях республика -- наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

      Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелигитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно -- президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий -- словом, когда узурпирует власть. Так поступили Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (тогда-- Конго) в 1960 году, "черные полковники" в Греции в 1967 году, А.Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие "черные полковники" в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая "республика" отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики Тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (так называемые монократические республики). Смена президентов происходит здесь обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. "Социалистические" республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого) секретаря компартии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента или премьер-министра, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В.Сталин.

Информация о работе Формы правления