Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:12, курсовая работа
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности - это означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.
Изучать же государство с точки зрения его формы, -- это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Формы государства, также как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.
Введение……………………………………………………….. 3
1. Формы правления………………………………………… 5
1.1. Монархия…………………………………………………………... 6
1.2. Республика………………………………………………………… 14
1.2.1. Смешанные республиканские формы правления……………... 24
2. Нетипичные формы правления…………………………. 39
2.1. Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления………………………………………………………...
39
2.2. "Монархическая республика" и "республиканская монархия"… 41
Заключение…………………………………………………… 43
Список использованной литературы
Наиболее грозное оружие Собрания - резолюция порицания - сильно ограничено рядом процессуальных оговорок в пользу правительства. Во-первых, право внесения такой резолюции предоставлено не отдельному парламентарию, а лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через 48 часов после внесения. В-третьих, для принятия резолюции требуется абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание. Последнее ограничение - запрещение авторам резолюции вносить аналогичную в течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет не распространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. Вследствие этого, если оппозиция располагает в Национальном собрании двумястами местами, то она в период сессии может вносить 3-4 резолюции порицания. Внешнеполитические полномочия парламента сводятся к двум - объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификации международных договоров.
Ко второму типу смешанной республиканской форме правления относится форма правления установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет - в противоположность президентской системе - формальную возможность законодательной инициативы.
В
современных условиях прежние градации,
сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит
взаимное восприятие, переплетение элементов
различных форм, возникают смешанные и
"гибридные" формы правления. Создание
таких форм отражает определенные тенденции
современного конституционного развития.
В большинстве случаев это -- позитивное
явление: оно способствует повышению уровня
управляемости государством (в тех сферах,
где такое повышение соответствует интересам
общества). Но иногда, особенно если в республике
воспринимаются некоторые монархические
черты, такой процесс приобретает крайне
негативный характер. Последнее связано,
в частности, с появлением в XIX в. суперпрезидентских,
а в XX в. президентско-монократических
республик с пожизненными и даже наследственными
президентами (такая возможность предусмотрена
в КНДР). В результате возникают не просто
смешанные, а извращенные государственные
формы.
На форму правления оказывают влияние соотношение социальных сил, уровень культуры (прежде всего правовой), традиции страны, зарубежный опыт, субъективные факторы и т.д. Социальные причины выдвигаются на первый план чаще всего в периоды революционных событий8. В ходе этого исторического развития были и своеобразные зигзаги: республика при фашизме во главе с фюрером, дуче, каудильо мало чем по существу отличалась от монархии (хотя юридически форма была иной), а республики в социалистических странах, странах социалистической и капиталистической ориентации (преимущественно в Африке) с однопартийной системой и провозглашенной конституциями руководящей ролью одной партии мало сохраняли подлинно республиканских черт.
Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер. Они и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: "чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты.
Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, отмечается тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.)
Под
влиянием таких идей в эмиратах Персидского
залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ,
в 1992 г. в Саудовской Аравии -- государстве,
наиболее упорно сопротивлявшемся идеям
конституционализма) приняты конституции.
Правда, они остаются лишь внешней оболочкой
абсолютистского по существу государства.
Глава государства в монархии -- наследственный и пожизненный, но до его совершеннолетия, управляет государством регент или регентский совет. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия9. Вместе с тем, в современных условиях существуют такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени10. Это приближает главу государства -- монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, а только один из "местных монархов" -- правителей составных частей федерации.
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (направление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. На практике на этот пост султаны избираются по очереди, в Совете правителей ведется особый список. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983--1984 гг.). Малайзия -- парламентарная монархия.
В ОАЭ высший совет семи эмиров -- субъектов федерации обладает всей полнотой власти -- он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависит от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет, но в отличие от Малайзии им постоянно избирается глава крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающего 86% территории ОАЭ.
Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак -- систематическую выборность главы государства. Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии -- несменяемость главы государства. Речь идет не престо о чрезвычайном усилении власти президента и появлении суперпрезидентских республик (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. воспринята рядом государств Африки), а о республиках президентско-монистических.
В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, "руководителей государства".
Началось это явление в Индонезии /президент Сукарно/, затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). Ныне осталось лишь два пожизненных президента -- в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником.
Термин "форма правления" содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия11 или республика12. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов "монархия" или "республика"
Классификация форм правления, являющиеся, как правило, доктринальными (в конституциях такие определения почти не употребляются), отражают взаимоотношения высших органов государства и их роль. Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики13, а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованная конституция, консультативная монархия).
21. Словарь иностранных слов.
Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной - Москва,
1981.