Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть формы государственного правления, а так же взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
дать понятие формы правления, рассмотреть исторические разновидности;
проанализировать монархическую форму правления;
проанализировать республиканскую форму правления;
определить взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Введение......................................................................…................................. 3
Форма правления: понятие и исторические разновидности……….…... 5
Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития………...………………………………………………………… 10
Республика: понятие, признаки, виды…….....…………………………. 16
Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………. …27
им.
Н.И. Лобачевского
Юридический
факультет
Курсовая
работа по теории государства
и права на тему:
2010
План:
Введение......................
Заключение……………………………………………………
Темой данной курсовой работы является "Форма правления". Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства, актуальна для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления дает возможность уяснить, как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Объектом исследования в данном случае выступает государство как особая политическая, структурная и территориальная организация общества. Предметом исследования являются различные формы правления в зависимости от исторических, правовых и национальных предпосылок в современном обществе.
Цель курсовой работы - рассмотреть формы государственного правления, а так же взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
В первой главе мы рассматриваем форму государственного правления как систему взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Во второй главе мы рассматриваем понятие, признаки и виды монархии, в третьей главе мы раскрываем понятие, признаки и виды республиканской формы правления, в четвертой главе прослеживаем взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Тема
данной работы рассматривается во всех
юридических учебниках, так как
является одной из важнейших тем
при изучении курса теории государства
и права. Для данной курсовой работы мы
использовали конституцию Российской
Федерации, специальную литературу таких
авторов, как Тихомиров Л.А., Решетников
Ф.М., Милюкова П.Н. и других.
Существует множество формулировок формы правления. Так одни авторы дают краткое значение, другие более подробное, включающее основные характеристики. Но наиболее точным мне показалось определение, данное доктором юридических наук, профессором А.Е. Козловым:
«Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле»1
Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовались просто название «государство», например «Государство Израиль»).
При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем – выборные государственные органы.
Форма
правления традиционно
В
управлении государством участие принимают
также местные органы государства
(советы в социалистическом государстве,
назначенные представители
Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании2.
Классификация форм правления государства в зависимости от числа стоящих у власти, правящих лиц является одной из старейших классификаций. Если «высшее распоряжение государственной властью, – писал в связи с этим еще в конце XIX в. известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, – принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия»3.
Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей – мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве. Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью использовал наряду с количественным критерием также и другие критерии. В частности, он широко использовал такие критерии, как общая польза, благо и интерес.
Помимо названных критериев в отечественной и зарубежной литературе, широко использовались юридические критерии, суть которых сводилась к тому, что в процессе классификации форм правления за основу брались не количественные или иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов и «правящих лиц».
Юридические критерии классификации форм правления широко использовались также известным русским ученым-юристом Ф. Кистяковским. В своих «Лекциях по общему государственному праву», изданных в 1912 г., он всячески подчеркивал, что «юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно, в юридическом положении носителя этой власти»4.
Современная теория государства содержит то, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения.
С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности.
В
развитых странах (Европа, Япония, а
также Канада, Австралия и др.,
где монарх представлен генерал-
Хотя разделение государств на монархии и республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.
Отсутствие
достаточных различий в политическом
строе европейских монархий и
республик, черты гибридности и некоторые
другие факторы иногда ведут к попыткам
замены понятий монархии и республики
иными категориями (парламентская или
иная форма правления). Создание таких
форм отражает определенные тенденции
современного конституционного развития.
В большинстве случаев это — позитивное
явление: оно способствует повышению уровня
управляемости государством (в тех сферах,
где такое повышение соответствует интересам
общества). Но иногда, особенно если в республике
воспринимаются некоторые монархические
черты, такой процесс приобретает крайне
негативный характер. Последнее связано,
в частности, с появлением в XIX в. суперпрезидентских,
а в XX в. президентско-монократических
республик с пожизненными и даже наследственными
президентами (последняя возможность
предусмотрена в КНДР). В результате возникают
не просто смешанные, а извращенные государственные
формы.6
2. Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития.
Монархия – одна из самых древних форм правления. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается.
В чем заключается форма
Престолонаследие – переход
власти монарха от одного
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси. Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол. Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.