Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть формы государственного правления, а так же взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
дать понятие формы правления, рассмотреть исторические разновидности;
проанализировать монархическую форму правления;
проанализировать республиканскую форму правления;
определить взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Введение......................................................................…................................. 3
Форма правления: понятие и исторические разновидности……….…... 5
Монархия: понятие, признаки, виды и перспективы исторического развития………...………………………………………………………… 10
Республика: понятие, признаки, виды…….....…………………………. 16
Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом……………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………. …27
Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.
Президентская республика - это одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее
характерные черты
Классической
президентской республикой
За основу построения системы
государственной власти был
Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.14
Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз.
Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ.
Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.
Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные.
Финансовые полномочия Конгресса: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы единообразно на всей территории США; уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет.15
Полномочия
в области экономики и
Определив указанные полномочия, конституция записала, что “конгресс имеет право... издавать все законы, которые будут необходимы и уместны” для реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение позволяет конгрессу расширять свою компетенцию. Конституция установила для конгресса ряд запретов: не присваивать дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из казначейства иначе как на основе закона.
На мой взгляд Токвиль А. справедливо критикует существующую в США систему: «Равенство, делающее людей независимыми друг от друга, вырабатывает в них привычку и склонность руководствоваться в частной жизни лишь собственными желаниями и волей. На самом деле равенство порождает две тенденции: первая ведет людей к независимости и может внезапно подтолкнуть их к анархии; вторая тенденция проявляется не столь быстро и не столь наглядно, но она значительно более целенаправленно ведет людей к закрепощению»16
Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.
Ярким примером первого типа является Франция.
“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой” - так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).
Главная
черта конституции 1958 г. - концентрация
политической власти в руках исполнительных
органов. Сосредоточение власти в руках
главы государства и
Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, который, не противореча конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов.18
В
области международных
В
судебной области президент - обладатель
традиционного права главы
Ко
второму типу смешанной республиканской
форме правления относится форма правления
установленная в Швейцарии. В Швейцарии
существует конституция: соединяющая
в себе черты президентской и парламентской
форм правления. Хотя парламент и избирает
правительство, но оно не может быть отозвано
им. В свою очередь правительству не принадлежит
право решения в отношении парламента.
Правительственный пост и депутатский
мандат несовместимы. Правительство образует
коллегиальный орган, а также имеет –
в противоположность президентской системе
– формальную возможность законодательной
инициативы.
4. Взаимосвязь формы правления с формой государственного устройства и политическим режимом.
Любое представляет собой единство содержания и формы. Если в содержании выясняется природа и характер государственной власти, ее социально-политический тип, втором случае определяется то, как, каким образом эта власть формируется, организуется, функционирует и действует. Между этими двумя характеристиками существует достаточно прочная взаимосвязь, но так же можно сказать, что одна и та же сущность государства, его тип способен проявляться в многообразных формах, а определенная государственная форма может наполняться различным социально-политическим содержанием.
Форма государства – это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме. Форма государства во многом определяется его содержанием, то есть существующим механизмом государства и осуществляемыми государством функциями. Зависит она и от сущности государства, его социального назначения. Другими словами, прямое влияние на нее оказывает расстановка социальных сил в обществе. Их потребности и возможности.19
Только совокупное изучение всех этих аспектов устройства государства позволяет получить целостное представление о форме государства.
Центральное
и наиболее наглядное выражение
форма государства получает в
форме правления. Именно она дает
ответ на вопрос, кому в стране принадлежит
суверенитет, кто стоит во главе
данного государства и каковы основы его
взаимоотношений с другими высшими государственными
органами, имеется ли разделение властей
и каков характер отношений между ними,
а также между государственными органами
и населением и т.д.
Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Но такое понимание сложилось не сразу. Некоторые авторы вслед за традицией, идущей с древнего мира, до сих пор отождествляют форму государства с формой правления, другие включают в это понятие форму правления и форму государственного устройства и все-таки большинство авторов исходит из трехэлементного состава формы государства.20
В
различных странах
Можно отметить многообразие
форм государств в современном
мире. Это определяется тем, что
форма каждого конкретного
Заключение
Исторически сложилось так,