План
Введение……………………………………………………………………..3
стр.
Глава
1. Общая характеристика унитарного государства………………..6
стр.
Глава
2. Федерация.
2.1 Федеративное
государство: основные характеристики…………...….14
стр.
2.2. Особенности
российского федерализма…………………………..….21
стр.
Глава
3. Межгосударственное устройство государства.
3.1 Исторические
формы межгосударственного устройства…………….24
стр.
3.2 Отличительные
особенности конфедерации………………………….30
стр.
Заключение………..………………………………………………………...33
стр.
Список
использованной литературы………………………………………35
стр.
Введение.
Вопросы,
касающиеся особенностей форм государства,
имеют не только теоретическое, но и
практическое значение. Ведь в зависимости
от того, как понимается форма государства
и как она соотносится с другими его
сторонами, создается впечатление и о
самом государстве в целом, так как форма
государства всегда выступает выражением
его содержания. Форма территориального
устройства, являющаяся частью такого
сложного понятия как форма государственного
устройства, также играет большую роль
в понятии сущности государства.
При
характеристике территориальной организации
государства, организации государственной
власти между центром и составляющими
это государство частями в
юридической литературе используется
термин "форма государственного устройства",
который регулярно критикуется различными
авторами из-за возможности двоякого толкования,
поэтому прежде всего определим, что мы
будем понимать под ним.
Так,
по мнению В.Е. Чиркина, этот термин "применяется
в неодинаковых значениях в обыденной
речи, политической литературе, юридических
исследованиях. В первых двух случаях
ему придается обычно широкое значение:
речь идет о государственном, а иногда
и общественном строе в целом. В юридической
литературе имеется в виду лишь устройство
территории государства, соотношение
государства как целого с его составными
частями"1
С
целью упразднения многозначности
и неодинакового истолкования термин
"форма государственного устройства"
часто заменяется другими, такими, как
"территориально-государственное устройство",
"национально-территориальное устройство",
"административно-территориальное
устройство", "политико-территориальная
организация государства", "территориальное
устройство".
Термин
"административно-территориальное
устройство" применяется для характеристики
унитарных государств и не относится к
определению отношений центральной власти
и власти субъектов в федеративных государствах.
Политико-территориальная
организация государства характерна
лишь для унитарных государств переходного
типа, т.е. таких государств, которые помимо
административно-территориальных единиц
имеют в своем составе политические (законодательные)
автономии. Поэтому данный термин применим
только по отношению к двум странам: Италии
и Испании, чьи территории полностью состоят
из таких автономий 2
М.Н.
Марченко пишет, что "форма государственного
устройства представляет собой устройство
государства, его внутреннее деление
на составные части - административно-территориальные
единицы, автономные политические образования
или суверенные государства. Она отражает
также характер взаимоотношений государства
в целом и отдельных его частей".3
На наш взгляд, данное определение наиболее
точно и емко отражает содержание этого
термина, и в дальнейшем мы будем исходить
именно из этого определения.
Даже
сейчас многие вопросы. касающиеся данной
темы, стоят достаточно остро (например,
определения статуса конфедерации)
и требуют детального изучения.
Поэтому
целью данной работы является анализ
современных и исторических форм
государственного устройства и взглядов
на них, выявление особенностей и специфичных
черт различных форм.
Особенно
актуальна эта тема в последнее
время, когда Россия и Беларусь ведут
совместную работу по созданию Союзного
государства, в Европе происходит процесс
создания Европейского государства (конфедерации
по своей сути), и во всем мире происходит
пересмотр уже существующих форм устройства.
Но чтобы дать ответ, почему так происходит
и хорошо это или плохо, необходимо рассмотреть
каждую из существующих или существовавших
форм государственного устройства.
Глава 1.
Общая характеристика унитарного государства.
Древнейшим
типом является унитарное государство.
Древность таких государственных
образований, как «ном» Древнего Египта,
«храмовое государство» Месопотамии и античный
«полис» доказывают это бесспорно. Унитарное
государство — компактная и наиболее удобная
форма существования государства, а потому
и широко распространенная. Унитарное государство
– это единое цельное государственное
образование, состоящее из административно-территориальных
единиц, которые подчиняются центральным
органам власти и признаками государственного
суверенитета не обладают4. Унитарная
форма государственного устройства является
преобладающей. К числу унитарных государств
относятся Великобритания, Франция, Италия,
Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания,
Нидерланды, Португалия, практически все
страны Латинской Америки и Африки, Камбоджа,
Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран. В
целом унитарное государство характеризуется
следующими признаками. Во-первых, унитарное
устройство предполагает единые, общие
для всей страны высшие представительные,
исполнительные, судебные органы, которые
осуществляют верховное руководство местными
органами. Во Франции, например, высшим
и единым законодательным органом государственной
власти является двухпалатный парламент,
состоящий из национального собрания
и сената. Верховная исполнительная власть
на всей территории Франции принадлежит
президенту; высшую судебную власть в
государстве осуществляет кассационный
суд. Во-вторых, на территории унитарного
государства действует одна конституция,
единая система законодательства, одно
гражданство. В нем функционирует единая
денежная система, проводятся обязательная
для всех административно-территориальных
единиц общая налоговая и кредитная политика. В-третьих,
составные части унитарного государства
(области, департаменты, округа, провинции,
графства) государственным суверенитетом
не обладают. Они не имеют своих законодательных
органов, самостоятельных воинских формирований,
внешнеполитических органов и других
атрибутов государственности. В то же
время местные органы в унитарном государстве
обладают известной, а иногда и значительной
самостоятельностью. В-четвертых, унитарное
государство, на территории которого проживают
небольшие по численности национальности,
широко допускает национальную и законодательную
автономию (в Монголии, например, автономным
государственным образованием является
Баян-Улэгэйский аймак, на территории
которого в основном проживают лица казахской
национальности. В Судане, согласно закону
о самоуправлении южных провинций 1972 года,
автономное право предоставлено южному
региону и т.д.). В-пятых, в унитарном государстве
все внешние межгосударственные сношения
осуществляют центральные органы, которые
официально представляют страну на международной
арене. В-шестых, унитарное государство
имеет единые вооруженные силы, руководство
которыми осуществляется центральными
органами государственной власти. Однако
необходимо заметить, что и такая форма
территориальной организации государства
предполагает определенную систему взаимоотношений
центральной власти и власти, организованной
в административно-территориальных единицах,
разграничение их компетенции. В зависимости
от того, как законодательно и фактически
строятся эти взаимоотношения, унитарные
государства могут быть централизованными,
децентрализованными и относительно децентрализованными5. Для
централизованных унитарных государств
характерным является то, что управление
составными территориальными частями
государства осуществляется центральными
органами власти. В таких государствах
во все звеньях административно - территориального
устройства, включая и общинное звено,
назначаются центральной властью чиновники
для управления ими. Или же такие чиновники
утверждаются вышестоящими органами из
числа кандидатур, предложенных местным
собранием, местным представительным
органом. В децентрализованных унитарных
государствах существует распределение
полномочий между центральной властью
и властью в административно-территориальных
единицах высшего уровня (регионы, области,
районы и т.п.), что сближает такие государства
с федерацией. В таких унитарных государствах
нет назначенных в административно-территориальные
единицы представителей центральной власти,
обладающих общей компетенцией по управлению
ими. Итальянская Республика — государство
со всеми признаками унитаризма, но при
этом область может издавать законодательные
нормы по 18 позициям, если они не противоречат
национальным интересам и интересам других
областей6. Область имеет свой устав,
в котором содержатся нормы, относящиеся
к внутренней организации области, осуществлению
права инициативы и референдума по законам,
и административным мероприятиям области,
опубликованию областных законов и регламентарных
актов. Устав принимается областным советом
абсолютным большинством его состава
и утверждается законом республики. Области
имеют также децентрализованную структуру
публичной власти. Децентрализация государственного
устройства является ключевым началом
любого федеративного государства. В преимущественной
и наиболее интенсивной форме децентрализация
выражена в территориальной автономии.
Ее суть состоит в наличии самоуправляющихся
территориальных единиц, наделенных самостоятельностью
в пределах, установленных конституцией
или законом. Децентрализация властных
полномочий на протяжении веков составляла
их исключительную монополию. Под воздействием
политических факторов процесс членения
суверенных государств на интегральные
образования за истекшие примерно полвека
приобрел большую масштабность и стал
распространяться и на традиционно унитарные
государства. Унитаризм и федерализм так
долго существовали параллельно друг
другу и, в известном смысле, противостояли
один другому, что, как это не раз бывало
в политике, в конце концов сблизились.
По аналогии с федеративными государствами
в ряде унитарных государств в соответствии
с их основными и органическими законами
осуществлено разграничение компетенции
между унитарной властью и слагаемыми
самоуправляемыми территориями. В лучших
традициях классического федерализма
к исключительной компетенции государства
отнесены, в частности, внешняя политика,
вооруженные силы, денежно-кредитные отношения,
пограничная служба, таможенное дело,
внешняя торговля, отправление правосудия...
К исключительной компетенции в автономных
образованиях — учреждение всех трех
ветвей власти, изменение границ муниципалитетов,
градостроительство, сельское хозяйство,
культура, архивы, туризм, спорт... Однако
децентрализованные унитарные государства
не могут быть признаны федерациями, хотя
они и включают в себя те или иные отдельные
черты, элементы федеративности, оставаясь
в целом в своей основе унитарными государствами,
их сложной разновидностью7. Относительно
децентрализованное унитарное государство
одновременно имеет признаки централизации
и децентрализации. В высших звеньях административно-территориального
деления такого государства или, как принято
говорить, в искусственных административно-территориальных
единицах (область, край, район и т.п.) есть
два органа власти, один из которых — назначенный
сверху представитель центральной власти
(префект, комиссар, председатель государственной
администрации и т.п.). А другой избирается
населением (совет) — орган местного самоуправления,
имеющий свои исполнительные органы. В
городах, общинах такой совет (муниципалитет)
избирает мэра, который занимается управлением.
В отдельных государствах мэр может избираться
и непосредственно населением. Следует
отметить, что выделенные выше разновидности
«унитарности» могут иметь в каждом конкретном
государстве свои особенности, в зависимости
от исторических, социально-экономических,
политических условий, обычаев и традиций.
Развитие человеческого общества и государств
показывает, что система взаимоотношений
между государством в целом и его составными
частями развивается в сложных условиях,
с поворотами и зигзагами, с присущими
им противоречиями. Многочисленные реформы
этих систем свидетельствуют о том, что
этого не избежала ни одна страна. Однако
здесь прослеживается доминирующая тенденция
децентрализации и деконцентрации государственной
власти. Необходимо подчеркнуть, что в
ряде унитарных государств, как уже было
отмечено выше, в том или ином виде существуют
автономные образования, которым предоставляются
более широкие права и свободы по сравнению
с другими территориальными единицами
государства. В настоящее время интерес
к вопросам автономии обусловлен тем,
что в правовой доктрине многих стран
автономия рассматривается как одна из
форм децентрализации власти, как способ
разделения по вертикали полномочий между
центром и нижестоящими уровнями. Обычно
автономии создаются в унитарных государствах,
ряд территориальных образований которых
обладает существенными национальными,
этническими, географическими или историческими
особенностями8. Автономные образования,
несмотря на свою специфику, могут иметь
общие черты, которые заключаются в порядке
их формирования. Например, в Дании и Финляндии
автономные образования были созданы
на основании специального закона. В его
разработке принимали участие как представители
центральной власти, так и представители
автономий, что дало возможность согласовать
спорные моменты на начальной стадии.
Следует отметить, что автономии в Финляндии
и Дании являются примером создания политико-территориальных
единиц с учетом этнического состава населения9. В
Португалии принимались во внимание иные
критерии: предоставление статуса автономии
островам Азорского архипелага и Мадейре
определяется особенностями географического
положения, а также экономическими и социальными
особенностями жизни населения. Институциональным
актом автономной области является статут,
который вырабатывается ассамблеей области.
Окончательное решение в отношении статута
области принимается общенациональным
парламентом. Контроль со стороны центральной
власти за органами автономных областей
осуществляется в Португалии в нескольких
направлениях. Это контрольные полномочия
министра республики, назначенного в автономную
область. Контроль за нормативными актами
автономной области осуществляется также
конституционным судом в процессе реализации
общих процедур подобного вида, регламентированных
ст.278 и 279 конституции Португальской Республики
В Португалии и суды общей компетенции
наделены конституционной правосубъектностью. В
Италии и Испании тоже было принято оригинальное
решение территориальной организации
государства. У них статус автономии получили
не отдельные части территории, а процесс
автономизации охватил всю страну. В Конституции
Итальянской Республики предусмотрено
создание 20 автономных областей: пятнадцати
предоставляется статус обычной автономии,
а пять имеют специальный статус. Они в
тех районах, где проживают этнические
и национальные меньшинства, а также в
районах со специфическими условиями
экономического и политического характера. В
Конституции Испании эти вопросы регламентированы
иным образом — в ней нет указаний на то,
какое количество региональных объединений
может быть создано. Институциональными
актами автономных образований как в Италии,
так и в Испании являются статуты, которые
регулируют вопросы их внутренней организации.
В Италии статуты областей разрабатываются
и принимаются областными советами. Однако
они подлежат утверждению парламентом
Италии. И он может как утвердить его, так
вернуть областному совету для повторного
рассмотрения. В Испании статуты региональных
объединений подлежат одобрению генеральными
кортесами (парламентом). Пересмотр статутов
может осуществляться не ранее чем через
пять лет. Кардинальные социальные и политические
изменения в Испании, в прошлом тоталитарном
государстве, произошли после крушения
режима Франко. Реформа государственного
устройства, превратившая страну из строго
централизованного государства («один
народ, одно отечество, одно государство»)
в децентрализованное унитарное государство,
обуздала вакханалию агрессивного сепаратизма,
существенным образом оздоровила внутриполитическую
обстановку. Ключевым положением статутов
как в Италии, так и в Испании является
регламентация системы органов, формирование
которых входит в исключительную компетенцию
автономных формирований. Предоставление
автономиям широких полномочий государством
не означает полное невмешательство центральной
власти государства. В Италии в каждой
области создается должность правительственного
комиссара, который руководит деятельностью
государственной администрации на территории
области и координирует ее с деятельностью
административных структур области10. Унитаризм
вызывался потребностями единого рынка,
удобствами осуществления государственной
администрации и не ставился в связь с
национально-этнической или расовой структурой
населения. Подавляющее большинство современных
унитарных государств – государства мононациональные.
Однако, существуют и исключения из этого
правила. Это приводит к конфликтам на
межнациональной основе которые могут
продолжатся на протяженнии множества
веков. Но с развитием капитализма, научно-технического
прогресса явлением глобальных экологических
проблем и другими факторами начинаются
интеграционные процессы, которые приводят
к созданию сложных государств и их образований,
которые будут рассмотрены в следующих
главах данной работы.
Глава 2.
Федерация.
2.1 Федеративное
государство: основные характеристики.
Более
сложной и в то же время менее
распространенной формой государственного
устройства в современном мире является
федерация.
Федерация
- добровольное объединение нескольких
ранее самостоятельных государственных
образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство
неоднородно. В различных странах оно
имеет свои особенности, которые определяются
историческими условиями образования
конкретной федерации, и прежде всего
национальным составом населения страны,
своеобразием культуры и быта народов,
входящих в состав союзного государства.
Несмотря
на многоликость и специфические
особенности каждой федерации, можно
выделить черты, характеризующие все
федеративные государства.
1.
Любая федеративная система выступает
как единое союзное государство,
состоит и двух или более
относительно самостоятельных государств
и государственных образований.
Каждое из них, будучи субъектом
федерации, имеет свое собственное
административно-территориальное деление,
создает наряду с федеральными свои высшие
органы государственной власти и управления,
судебные, правоохранительные и иные органы,
располагает своей конституцией и текущим
законодательством, может иметь в нередких
случаях собственные воинские формирования
и гражданство.
2.
Государственные образования, входящие
в состав федеративного государства,
могут не являться государствами
в собственном смысле слова,
поскольку они не обладают
полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью
и независимостью по всем вопросам внутренней
и внешней политической жизни11.
Степень суверенности может быть разной.
Однако выделяется круг вопросов, которые
не могут быть решены без участия центральной
власти. Но, во всяком случае, субъекты
федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной
самостоятельностью приобретают и определенную
политическую самостоятельность.
3.
В федерации существует два
уровня государственного аппарата:
федеральный (союзный) и республиканский
(уровень штата, кантона, земли и
т.д.). На высшем уровне федеративный характер
государства выражается в создании двухпалатного
союзного парламента, одна из палат которого
отражает интересы субъектов федерации
(в большинстве стран это верхняя палата).
При ее формировании используется принцип
равного представительства вне зависимости
от численности населения. Другая палата
формируется для выражения интересов
всего населения государства, всех его
регионов. В федерации может также существовать
государственный аппарат и на местном
уровне.
4.
Одним из формальных признаков
федерации является наличие двойного
гражданства. Каждый гражданин
считается гражданином федерации
и гражданином соответствующего
государственного образования, и
это закрепляется конституциями
государств. Это означает, что объем
прав и свобод у каждого гражданина независимо
от того, на территории какого субъекта
федерации он проживает, один и тот же.
5.
В федеративном государстве функционирует
правовая система, построенная
на принципе централизации, единства.
Но субъекты федерации могут создавать
и свою правовую систему. Чаще всего, хотя
и не всегда, им предоставляется право
принятия собственной конституции. Однако
всегда при этом устанавливается принцип
субординации, иерархии законов, согласно
которому конституции субъектов федерации
должны полностью соответствовать союзной
конституции и ей не противоречить, а республиканские
законы не должны противоречить федеральным
законам. Этот принцип должен соблюдаться
и тогда, когда в отдельных государственных
образованиях сохраняются конституции,
принятые ими до вступления в федерацию.
Они должны приводиться в соответствие
с союзной конституцией. Это же правило
касается и всех других нормативных актов,
прежде всего законов. Принцип приоритета
общефедерального закона над законами
субъектов федерации является всеобщим
и необходимым для всех видов федераций.
6.
Субъект федерации обладает правом
иметь собственную судебную систему.
Конституция определяет порядок
организации, процедуры и предмет
деятельности судебных и других
правоохранительных органов, устанавливая
как бы образец для построения судебной
системы в субъектах федерации. Высшая
судебная инстанция федерации, как правило,
не рассматривает жалобы на решения судов
субъектов федерации или рассматривает,
но в крайне ограниченных и специально
установленных случаях12.
7.
В федерации используется двухканальная
система налогов: федеральные
и налоги субъекта федерации.
Как правило, собранные налоги
поступают в общефедеральную
казну и затем уже часть
их (посредством бюджета) передается
для использования субъектам федерации.
Иной порядок может существенно подрывать
федеративную природу государства, угрожать
его целостности. При этом, разумеется,
собственные доходы государственных образований
(республик) крайне ограниченны, и субъекты
федерации нуждаются в получении субсидий
и дотаций от союзного государства. Финансовая
зависимость является одним из важных
дополнений к тому конституционному механизму,
с помощью которого центральная власть
подчиняет и контролирует субъекты федерации.