Формы территориального государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание

целью данной работы является анализ современных и исторических форм государственного устройства и взглядов на них, выявление особенностей и специфичных черт различных форм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1. Общая характеристика унитарного государства………………..6 стр.
Глава 2. Федерация.
2.1 Федеративное государство: основные характеристики…………...….14 стр.
2.2. Особенности российского федерализма…………………………..….21 стр.
Глава 3. Межгосударственное устройство государства.
3.1 Исторические формы межгосударственного устройства…………….24 стр.
3.2 Отличительные особенности конфедерации………………………….30 стр.
Заключение………..………………………………………………………...33 стр.
Список использованной литературы………………………………………35 стр.

Работа состоит из  1 файл

формы территориального государственного устройства.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

     Если  рассматривать межгосударственные объединения в историческом аспекте, мы не найдем двух абсолютно похожих. Можно выделить две наиболее яркие причины такого разнообразия. Это, во-первых, различие в юридической технике объединения государств и, во-вторых, различие между теми объединениями государств, которые ставят перед собой собственно государственные цели (конфедерации), и такими объединениями, целью которых является институционное преобразование международного сообщества на универсальном или региональном уровне (например, международные конференции и международные организации).При этом результатом объединения для самих государств может быть как сохранение государственного суверенитета, так и его утрата.     

     Интеграционные  процессы между государствами не являются исключительной характеристикой  международных отношений на современном  этапе. Территориальные проблемы межгосударственного устройства известны человечеству на протяжении всего времени его существования. Уже в Древнем мире как вид объединения государств находит свое отражение Римская империя, а в эпоху средневековья появляются Франкское государство и Византийская империя. В период Нового времени количество межгосударственных объединений увеличивается. Известны, например, унии между Саксонией и Польшей (1697-1763), конфедерация Соединенных Штатов Америки (1776-1777 гг. и 1788-1789 гг.), Российская империя (1721-1917 гг.); протекторат Франции над Мадагаскаром (1885-1896 гг.). Первая половина XX века ознаменовала себя юридическим оформлением Содружества Наций (Вестминстерским статутом 1931г.); установлением протектората Японии над Кореей 1905г.; появлением СССР (1922г.). Однако подавляюще большинство государственных интеграционных процессов XX века пришлось на вторую его половину. В результате распада государств-метрополий в 50-90-е гг. возникло более 100 новых государств в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании. Это во многом предопределило рождение различного рода сообществ государств, таких, как Организация африканского единства (1963г.), Организация американских государств (1947г), Лига арабских государств (1945г.) и т.д. Появлением в 1949г. международной региональной организации - Совета Европы открывается новая веха в развитии сотрудничества европейских государств, некоторые из которых через образование европейского экономического сообщества на сегодняшний день пришли к Европейскому союзу. Данные процессы не обошли стороной и Россию. После распада СССР в 1991 г. Российская Федерация становится членом Содружества Независимых Государств, а в 1996г. входит в Совет Европы.    

     Исторически первой формой интеграции государств была империя, под которой обычно понимают насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.). Ее отличительными особенностями являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения18. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи, однако в современном мире их нет, поскольку с развитием международного права в отношениях между государствами стал преобладать исключительно добровольный, договорный метод объединения государств.    В средние века с учетом появления новых государств, при условии их различного правового и политического статуса на международной арене появились такие формы объединений государств, как сюзеренитет и протекторат. Как отмечается в литературе, протекторат означает такой правовой союз между государствами, при котором одно государство оказывает внешнеполитическое и военное покровительство другому, фактически зависимому от него государству. Во внутренней политике последнее обладает определенной самостоятельностью. При этом соответствующие органы покровительствующего государства, одновременно осуществляют компетенцию защищаемого государства. Протекторат возможен на начальном этапе отношений между бывшими колониями и их метрополией. Сюзеренитет как форма международно-правовых отношений существовал между сильными и более слабыми (вассальными) государствами19. По сути, данные два вида схожи по характеру отношений между государствами-участниками объединений, однако при возникновении сюзеренитета, как и при империи, присутствует фактор подавления воли слабого государства. Протекторат же, наоборот возникает тогда, когда слабому государству требуется помощь. И в одном, и в другом случае такой характер объединения государств в настоящее время не встречается, поскольку в отношениях между государствами действуют такие принципы международного права, как суверенного равенства государств20, невмешательство во внутренние дела, сотрудничества между государствами, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. Интересна точка зрения А.В. Якушева, который полагает, что такого рода отношения между государствами существую в настоящее время и предлагает выделять такую форму межгосударственных объединений, как квазиконфедерация, по сути представляющую собой современную модель протектората. Квазиконфедерация, как считают некоторые исследователи, является более тесным союзом, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, а также союзом между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями. Отмечается, что такие отношения обычно существуют либо между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом, либо в силу давних исторических традиций21. В качестве примеров приводитятся Дания и Фарерские острова, Гренландия, Голландия и Нидерландские Антильские острова (Кюрасао, Бокайро - Карибском море), США и Пуэрто-Рико, Великобританию и острова Пролива, остров Мэн (имеющие свои парламенты и вековую государственность). Однако представляется, что выделять данную форму нецелесообразно, поскольку отношения между приведенными в качестве примера государствами строятся либо на международно-правовой основе как между юридически равными субъектами, либо менее развитому государственному образованию предоставляется статус автономии в более сильном государстве. Среди монархических государств в период Нового времени получает распространение такой вид объединения государств, как уния. Уния представляет собой общность государств, возглавляемых единым монархом22, который исторически получил две разновидности – личная и реальная. Личная унияэто форма межгосударственного объединения, возникающая тогда, когда монарх приобретает права на корону другого государства (нескольких государств) либо в порядке престолонаследия, в результате случайного совпадения, либо вследствие того, что одно государство передает права на корону монарху другого государства. При этом конституционное право не устанавливает, что главой государства должен быть монарх другой страны. Получается, что одно и то же лицо занимает два совершенно самостоятельных поста главы государства. Примерами личной унии были уния между Саксонией и Польшей (1697—1763), возникшая вследствие передачи польской короны Августу Сильному, а также унии между Великобританией и Ганновером (1714—1837), Нидерландами и Люксембургом (1815—1890), возникшие в результате наследования монархом одного государства престола другого государства и прекратившиеся вследствие различного порядка престолонаследия в этих государствах. В противоположность личной унии реальная уния означает правовой союз государств на основе создания общего института главы государства – монарха и других общих органов государственной власти. В рамках реальной унии может сохраняться суверенитет союзных государств. Такой пример дает уния Швеции и Норвегии (1814—1905), в которой помимо общего монарха общими были только органы внешних сношений; здесь суверенитет союзных государств был ограничен только в области внешней политики. Практически мировая политика не знает сейчас такого образования, как уния, это не существующая в настоящее время форма межгосударственного объединения. Интересен взгляд К.В. Арановского на данный союз. Он считает, что реальная уния актуальна и на сегодняшний день, примером которой называет отношения между некоторыми государствами из числа стран-членов Британского Содружества23. Но в целом эта форма объединений осталась в прошлом, а у Британского Содружество на первом месте стоят иные интеграционные связи.      С развитием международной интеграции в литературе с целью объяснения процессов интеграции стали выделяться как самостоятельные формы межгосударственного устройства кондоминиум и инкорпорация. Кондоминиум - это совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами, которые совместно осуществляют над ней свой суверенитет на основе соответствующего соглашения. В качестве примера приводится тот факт, когда соглашением 1899 Великобритания и Египет установили кондоминиум над Суданом (аннулировано Египтом 15 октября 1951). Инкорпорация определяется как включение одного государства в состав другого на основании соглашения. Инкорпорацией, как полагают многие, было присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940г.,а также воссоединение ФРГ и ГДР.

      Это еще раз подтверждает тот факт, что хотя сюзеренитеты и протектораты, например, дань прошлому, некоторые исторические формы можно рассматривать и как явление настоящего, что служит доказательством того. что в большинстве своем определение формы территориального устройства зависит только от конкретных условий, в которых  находится государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Отличительные  особенности конфедерации.

     Говоря  о межгосударственном устройстве. нельзя не выделить особо конфедерацию, статус которой и в наши дни вызывает оживленные споры. Понятие конфедерации, которое сложилось в западноевропейской науке дает Ф. Эмарока, который отмечает, что с XIX века конфедерациями стали называться образования, создаваемые государствами для достижения общих целей. При крайней неопределенности и расплывчатости понятия конфедерации главным является то, что это ассоциация двух и более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется. Кроме того, Эрмакора пишет, «что к конфедерациям относятся все виды объединений государств: унии, альянсы, союзы и т.д. – все то, что ныне объединяется термином «международные организации»24. Те из них, которые содержат черты наднациональности, приближаются к федеративному государству.            Как видно взгляды на данную форму объединения государств, несмотря на то, что она является исторически чуть ли не самой первой, разнятся и довольно сильно. Думается, что помимо собственного мнения автора, это зависит в основном, во-первых, от того, какой подход используется при характеристике конфедерации – государственно-правовой или международно-правовой, а во-вторых, от взглядов, господствующих в тот или иной промежуток времени. Тем не менее, на современном этапе в научной и учебной литературе утвердилось мнение, что конфедерация – это, прежде всего, союз государств. На основании этого можно сделать вывод, что это форма межгосударственного объединения, а не форма государственного устройства, хотя такое смешение понятий ещё встречается в литературе25. При этом, конфедерация является международно-правовым образованием с наличием черт государственности, что видно при рассмотрении ее признаков. Выделяя признаки конфедерации следует согласиться с Ю.А. Тихомировым, который в качестве типичных черт конфедерации называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов26. Среди признаков конфедерации также можно назвать право сецессии ее субъектов (т.е. право свободного выхода из конфедерации) и право нуллификации (т.е. отказа в признании или отказа в применении актов союзной власти). Органы конфедераций могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств - членов конфедерации их одобрят. Таким образом, конфедеративная форма межгосударственного устройства представляет собой объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. А для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения.          Необходимо отметить, что некоторые признаки, выделяемые обычно в литературе вряд ли обоснованно считать универсальными. Такие традиционно выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой налоговой системы в настоящее время опровергаются практикой. Например, в Европейском Союзе, имеющем конфедеративные элементы, дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а в ближайшем будущем планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (единая валюта - евро уже создана). Безусловно, столь высокая степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях России и Белоруссии. Введение гражданства Европейского Союза, закрепленное Маастрихтским договором, является беспрецедентным шагом в истории как института гражданства, так и межгосударственных структур27. Настоящая тенденция нашла свое место и при создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. В Договоре о создании Союзного государства глава II полностью посвящена вопросам единого гражданства. Согласно ст.14 договора, граждане, государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства.28            Таким образом, можно сделать вывод, что конфедеративное объединение государств по способу образования начинается с договора, носящего международно-правовой характер. Государства сохраняют независимый статус, собственные экономические системы, налоги и валюту, войсковые формирования. Однако в определенной степени в конфедеративном объединении могут проявляться зачатки государственно-правового объединения, т.е. более тесного объединения, при котором просматриваются контуры будущего государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Завершение.

     На  сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.   Унитарное государство  - это всегда единое государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Слово «единый» очень точно и емко отражает основную суть этой формы государственного устройства, которая  в то же время допускает существование автономий. Но при достаточно большом количестве положительных моментов нельзя не отметить главный минус: такая форма устройства не приемлема для многонациональных государств. В отличие от федерации.           Традиционно федерацию характеризуют как добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Но в разных странах федерации имеют свои особенности, обусловленные прежде всего их национальным составом. Однако такой, на первый взгляд. положительный факт как широкий круг прав, предоставленный субъектам федерации, порождает серьезные проблемы, основной из которых является проблема выхода субъекта из состава федерации. На мой взгляд, единственным способ избежать ситуацию с такими острыми вопросами – это изначально четко разграничить сферы деятельности и компетенции федерации и ее субъектов.    Конфедерацию и иные формы объединения государств принято рассматривать в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм межгосударственных форм государств. И в данной работе конфедерация рассматривалась именно с этой позиции, поскольку в современной теории государства назрела необходимость выделить и определить новое понятие – форма межгосударственного устройства объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности.      Каждая из вышеперечисленных форм имеет свои особенности и характерные черты, положительные и негативные стороны и должна  рассматриваться с учетом всех факторов: и исторического, и географического, и т. д. Развитие и преобразование уже существующих форм в новые – процесс естественный и закономерный, но в то же самое время каждая из уже существующих форм имеет будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

  1. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Международное частное право. Сборник нормативных документов. – М.: Изд-во «Приор», 2000.
  2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ». - 2000.
  3. Бойко Ю. П. Федеративные государства: европейский опыт // История государства и права. – 2008. - № 7.
  4. Большой юридический словарь./ Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Инфра-М. – 2001.
  5. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000.
  6. Гречко Л.В., Шинкарецкая Г.Г. Понятие конфедерации и СНГ // Московский журнал международного права. – 1994. - №2.
  7. Иванов И.В. Понятие формы государственного устройства в юридической науке // Актуальные проблемы гуманитарной науки и гуманитарного образования: Сб. науч. трудов. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007.
  8. Калиниченко П.А. О гражданстве Европейского Союза // Московский журнал международного права. – 2000. - №3.
  9. Князев Г. А. Конфедерации прошлого – сетевые государства будущего? // Правоведение.- 2008. -№5.
  10. Конюхова И. А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. – 2007.- №2.
  11. Косилкин С.В. Институт гражданства Союза Белоруссии и России – проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. – 2000. - №3.
  12. Марченко М.Н. Форма государства // Теория государства и права. 3-е изд., расширен. и доп. / Под общ. ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало-М, 2001.
  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М. Юристъ, 2001.
  14. Рассказов Л. П. Теория государства и права // - 2-e изд. - М.: ИД РИОР, 2007.
  15. Тихомиров. Ю.А. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. – 1992. - №9.
  16. Фомина Н. А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009.- № 3.
  17. Цисар Л. А. Федеративное государство: особенности, основные характеристики// Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 12.
  18. Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международные отношения, 2001.
  19. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран (курс лекций). – М.: «Издательство ПРИОР», 2000.

Информация о работе Формы территориального государственного устройства