Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:32, реферат
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.
Введение…………………………………………………………….............. ...…..…….3
Основные признаки и черты государства.......................……….................……..4
Основные функции государства......................... .................................................5
Понятие механизма (аппарата) государства..........................................................9
Заключение…………………………………………………………....…..………...…...22
Литература……………………………………………………………………….........…23
Функции
современного Российского государства
осуществляются при помощи государственного
механизма, посредством деятельности
всей системы объединяемых им и взаимосвязанных
между собой государственных
органов. Вместе с тем от функций
государства зависит структура
государственного механизма - они непосредственно
влияют на возникновение, развитие и
содержание деятельности тех или
иных органов государства. Государственный
механизм неразрывно связан с функциями
государства. Между ними существует тесная
обратная связь (приложение1).
3. Понятие механизма (аппарата) государства
В настоящее время под механизмом (аппаратом) государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То есть изучение механизма государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством. Наличие системы органов государственной власти означает, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а совместно и этим взаимодействием обеспечивают эффективность отправления функций государства, и прежде всего защиту прав человека. Система власти состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня, и представляет собой вертикальный и горизонтальный механизм властвования.
Рассмотрим
механизм государства через принцип
разделения властей, а также через форму
государства, через три основных, взаимосвязанных
блока: форму правления, форму национально-государственного
и административно-
Рассмотрим принцип разделения властей. Для осуществление функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги сдерживания и контроля. В государственном механизме Российской Федерации выделяют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В совокупности эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства.
Конкретное
содержание принципа разделения властей
состоит в следующем: 1) законы должны
обладать высшей юридической силой
и приниматься только законодательными
(представительными) органами; 2)исполнительная
власть должна заниматься в основном
исполнением законов и лишь ограниченным
нормотворчеством, быть подотчетной
главе государства и только в
некотором отношении
Органы законодательной власти Российской Федерации включают в себя Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Российской Федерации. Законодательные органы одновременно являются представительными органами. т.е. органами власти, представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы обладают исключительным правом на принятие законов. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, что всегда служит гарантией широкого народного представительства. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении государственных должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.
Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов Президента РФ, издают большое количество организационно-распорядтельных актов. Органы исполнительной власти не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти почти нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства). Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Так, например, некоторые из них подчинены Президенту РФ (Министерство обороны РФ и другие силовые органы), другие - Председателю Правительства РФ.
Орган судебной власти включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ. Цель деятельности этих органов - осуществление правосудия. Однако в Российской Федерации существуют органы, не входящие ни в одну из ветвей власти. В тоже время эти органы действуют в соответствии с Конституцией России и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся: Прокуратура РФ; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Центральная избирательная комиссия РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ.
Рассмотрим первую составную часть структуры формы государства – форму правления. Рассмотрим эти две формы правления: монархию и республику.
При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии, Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь – в Лихтенштейне. Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие. Другим важным институтом монархической формы правления является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.
Кратко рассмотрим схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. В ранних азиатских государствах монархия выступала как неограниченная деспотия (иногда как теократия). С развитием феодализма монархия выступала первоначально как раннефеодальная монархия, принимая иногда форму феодальных империй; затем – как монархия феодальной раздробленности, характеризующаяся слабой центральной властью; за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся в монархию абсолютную. В результате буржуазно демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (ограниченной). Конституционная монархия прошла две фазы развития: от дуалистической монархии к парламентской.
Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института. В современном мире существуют два исторических типа монархий – абсолютная и конституционная. Конституционная монархия существует в двух видах: дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах – светской и теократической (Ватикан).
Второй формой правления является республика (лат. res – дело, publicus – общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия. Республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.
Республиканское
правление – это коллективное
правление. Все высшие органы государственной
власти имеют сложную структуру,
наделяются определенными, только им свойственными
полномочиями и несут ответственность
за их неисполнение или ненадлежащие
исполнение согласно закону. Решения,
принимаемые высшими органами власти,
в большинстве случаев
В
республиканской форме
Юридически отличительными чертами президентской республики (США, Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).
Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.
Третьей разновидностью республиканской формы правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).
По
ряду формально-юридических