Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:32, реферат
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.
Введение…………………………………………………………….............. ...…..…….3
Основные признаки и черты государства.......................……….................……..4
Основные функции государства......................... .................................................5
Понятие механизма (аппарата) государства..........................................................9
Заключение…………………………………………………………....…..………...…...22
Литература……………………………………………………………………….........…23
В
Российской Федерации большую роль
играет власть президента. Ее трудно отнести
к исполнительной или законодательной
власти. Это особая форма, самостоятельная
власть, вытекающая из статуса главы
государства как гаранта
Таким образом, определяются две основные формы правления — монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.
Вот как определил основные различия между монархией и республикой проф. П.А.Сорокин: "В чем же главная разница между монархией и республикой. Она заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права.
В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему.
Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.
Таково главное различие между монархическим и республиканским государствами. "6
Следующим
элементом формы государства
является форма государственного устройства,
к странам с многонациональным
составом часто применяют термин
«форма национально-государственного
устройства». Именно в категории
«форма государственного устройства»
находит выражение
Территория
государства представляет собой
пространство, на которое распространяется
его власть. Это, следовательно, не только
собственно территория, то есть суша, но
также акватория (водные пространства)
и воздушное пространство над
ними. Территориальное устройство,
или территориальная
Итак,
форма государственного устройства
- это национальное и административно-
Форма
государственного устройства раскрывает
внутренне строение государства, его
деление на составные части –
административно-
Унитаризм
(французское unitarism от лат. unitas – единство)
самая простая форма территориальной
организации государства. Государство
считается унитарным (слитным, простым),
если большинство частей этого государства
не имеют статуса государственного образования.
В составе унитарного государства могут
находиться отдельные автономные национально-государственные
образования, имеющие ряд атрибутов собственной
государственности (Республика Крым в
составе унитарной Украины). Как правило,
в унитарном государстве есть только одна
конституция, одно гражданство, одна система
высших органов власти. Составные части
унитарного государства чаще всего имеют
статус единиц административно-
Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.8
Составляющие
федеративное государство государственные
образования (штаты, земли, провинции)
являются субъектами федерации и
имеют свое собственное административно-
Государственные
образования, составляющие федерацию,
как правило, не являются государствами
в собственном смысле слова. Они
не обладают суверенитетом, правом одностороннего
выхода из союза, юридически лишены права
участия в международных
Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.9
Европейский союз – межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной организации и федеративного государства, возникшее в 1993 году, на базе Европейских сообществ. Договор о Европейском Союзе, подписанный в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств – членов Европейского сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 года. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по различным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результаты референдума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающим создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.
Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов.10
Содружество государств – это организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов); в-пятых, религии.
Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы.
Цели,
выдвигаемые при создании содружества,
могут быть самыми различными. Они
затрагивают важные интересы государства.
Что не позволяет их отнести к
разряду второстепенных. Для достижения
этих целей объединенным государствам
приходится иногда ограничивать свой
суверенитет. Как правило, члены
содружества – полностью
В
содружестве могут создаваться
надгосударственные органы, для координации
действий государств. Денежные средства
для целей содружества
Содружество независимых государств (СНГ) – межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения о создании СНГ, подписанного в Минске 08.12.91 г. представителями трех республик СССР: РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Устав СНГ принят в г. Минске 22.01.93 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, и иных областях. Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. В настоящее время членами СНГ являются 12 бывших республик СССР. Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Некоторые государства- участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали соглашение о создании Сообщества суверенных республик; учрежден Таможенный Союз в составе России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана.
Межгосударственные
образования знают и такую
форму, как Сообщество государств. В
основе Сообщества, как правило, лежит
межгосударственный договор. Сообщество
является еще одной своеобразной
переходной формой государственной
организации общества. Оно в большинстве
случаев усиливает
В Сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода и из него устанавливается членами этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него, а также объединение условий этих государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других барьеров.
Европейские Сообщества – объединения трех формально самостоятельных, но взаимосвязанных региональных экономических организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 году. К настоящему времени в систему Европейских Сообществ входит также значительное количество других Европейских интеграционных институтов. В 1965 году в соответствии с Брюссельским договором созданы единые органы трех Сообществ. С 1986 года Европейские Сообщества используют введенный в 1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на котором символизирует совершенное единство народов Европы. В Европейских Сообществах применяются 9 официальных языков.
В
связи с заключением в 1992 году
Маастрихтских соглашений, предусматривающих
создание к концу XX века политического
союза, включая общую оборону
и валютно-финансовую систему, Европейские
Сообщества стали именоваться Европейским
Союзом.
Заключение
Механизм
государства, как система органов
и учреждений, посредством которых
обеспечивается выполнение внешних
и внутренних функций государства,
представляет собой живой, постоянно
развивающийся организм. Эволюция его
в конкретных исторических условиях
обусловлена многими факторами,
в том числе формой правления
государства, социально-экономическими
и политическими условиями, национальными
особенностями, традициями управления,
степенью интеграции государства в
мировое сообщество и т.д. Устройство
механизма государства и